ГлавнаяЧеловек с планеты Земля → Барселона и Антонио Гауди

Барселона и Антонио Гауди

21 Сен 2014

barselonaПожалуй, вряд ли можно вспомнить какой-либо другой город, чей облик в такой значительной мере определило творчество одного-единственного архитектора, как это случилось с Барселоной, неразрывно связанной с именем Антонио Гауди. Он проектировал здесь целые улицы, он основал Парк Гуэль, он возводил прославленный храм Саграда-Фамилия, завершения строительства которого ему не суждено было дождаться, – сооружение этого грандиозного храма продолжается по сей день.

Римский город Баркино, в Средние века получивший название Барселона, был завоеван в 415 году вестготами, в 713 году – арабами, в 801 году – франками и стал столицей Испанской марки. В 1137 году Барселона вошла в состав королевства Арагон, в годы Войны за испанское наследство, продолжавшейся до 1714 года, она сражалась против Филиппа V, представителя династии Бурбонов, в XIX веке стала оплотом каталонского сепаратизма, в 1932-1939 годах была столицей Каталонии и в декабре 1979 года вновь ей стала. В 1992 году, к Олимпийским играм, Барселона заметно обновилась, но облик ее и теперь определяют старинные кварталы с величественными памятниками архитектуры, роскошные проспекты, например, Пассеч-де-Грасия, своего рода витрина города, и извилистые, спокойные переулки. В Барселоне появилось много новых памятников культуры и природы, но особый интерес по-прежнему вызывают шедевры эпохи модернизма, как в Каталонии называют архитектурный стиль, сформировавшийся в конце XIX – начале XX веков и получивший в других странах название «арт-нуво» или «сецессион», – иными словами, речь идет о каталонской разновидности стиля модерн. Та эпоха была временем молодых архитекторов, таких как Антонио Гауди, Луис Доменеч-и-Монтанер или Жозеп Пуиг-и-Кадафалк, которые хотели сказать новое слово в искусстве.

Антонио Гауди (1852-1926) создал самые поразительные памятники модернистской архитектуры в Барселоне и, как никто другой, определил облик города. Гауди рассматривал архитектуру как часть природы.

Он обратился к готическо-мавританскому стилю мудехар, расцветив его завораживающими красками и орнаментами. Прямые линии пугали его; он стремился придать возводимым им зданиям мягкие, текучие формы, а для этого использовал разноцветные декоративные изразцы в мавританском стиле, необычные окна, напоминавшие, скорее, лепестки цветов или крылья бабочки, выпуклые ограждения балконов, перила из кованого железа, витые лестницы, дымовые трубы и вентиляционные шахты в виде фигур, похожих на человеческие. К самым известным памятникам светской архитектуры, созданным им, принадлежат жилые дома, воздвигнутые на проспекте Пассеч-де-Грасия, – Дом Мила и Дом Батльо.

Дом Батльо (1904-1906) возведен по заказу богатого текстильного фабриканта Жозепа Батльо-и-Касановаса. Проектируя его, Гауди не стал придерживаться традиционных принципов архитектуры. Вместо этого он создал произведение искусства, напоминающее, скорее, памятник природы с характерными текучими линиями. Облик здания к тому же заставляет вспомнить миф о святом Георгии Победоносце (покровителе Каталонии), пронзающем дракона (первые два этажа Дома Батльо напоминают скелет дракона, изогнутая линия крыши – его хребет, а черепичная кровля – чешую чудовища). Антонио Гауди (его полная фамилия – Гауди-и-Корнет) был замкнутым человеком, полностью погруженным в работу. Его проекты часто состояли из одних лишь эскизов, которые он в процессе строительства менял по своему усмотрению. Как и другие архитекторы той эпохи, он получал заказы, главным образом, от крупных коммерсантов. Городские власти, напротив, весьма сдержанно относились к нему и лишь после смерти признали его талант. При жизни же творчество Гауди вызывало бурные споры. Так, при строительстве Дома Мила (1905-1911) он рассорился со своим заказчиком Пере Мила и его женой Росой Сегимон из-за того, что сроки возведения дома затягивались, а Гауди все вносил и вносил изменения в проект, громоздя это строение вокруг двух овальных световых дворов. Дом даже прозвали в насмешку «Каменоломня». Сегодня этот дом, как и Парк Гуэль (Гауди хотел превратить его в небольшой город-сад), включены ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия. Главное произведение Гауди – храм Саграда-Фамилия, храм Святого Семейства, называемый также храмом Отпущения грехов. Его строительством архитектор занимался вплоть до последних лет жизни. Он сам говорил, что такой храм полагалось бы строить лет двести, и, в самом деле, этот грандиозный храм так и остается по сей день незавершенным. Гауди возглавил это строительство в 1883 году, когда первые проекты уже были приняты и начались работы по возведению церкви в неоготическом стиле. Он решительно изменил весь проект и всю свою жизнь занимался этой «проповедью, воплощенной в камне», так и не создав, впрочем, никакой связной, целостной концепции храма.




Рекомендуем к прочтению



Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля