ГлавнаяЧеловек с планеты Земля → Как связаны возникновение колеса и беговой дорожки

Как связаны возникновение колеса и беговой дорожки

29 Июль 2014

механическая беговая дорожкаЕсли мы проследим первые этапы развития транспортной техники, то убедимся в следующем. Наряду с переноской грузов, человек очень рано начал практиковать их волочение по земле, что давало возможность перемещать большую тяжесть. Во избежание порчи груза и для уменьшения трения первобытный человек стал употреблять примитивные салазки.

Однако быстрый прогресс сухопутной транспортной техники начался лишь с того времени, как трение скольжения было заменено несравненно меньшим трением качения, иными словами, после появления в первобытной технике первых катков. Можно думать, что это имело место еще до перехода к неолиту.

Вначале под передвигаемый тяжелый груз подкладывали простой древесный ствол, игравший роль катка. Затем древесный ствол стали очищать от коры и обтесывать. В дальнейшем передвигаемый груз начали устанавливать на катке не непосредственно, а положив предварительно на каток примитивную, связанную из жердей платформу служившую подставкой для груза.

Значительно позднее человек первобытного общества стал стремиться прочно связать каток с платформой, но без ущерба для способности вращения катка. Это достигалось, по мнению некоторых авторов, таким образом, что каток устанавливался между колышками, вбитыми в платформу снизу: колышки мешали платформе сдвигаться с катка во время его последующего движения. Так возникло перевозочное приспособление, являвшееся прямым предшественником повозки. И даже ныне существующие тренажеры, такие как, например, механическая беговая дорожка, устроены по тому же принципу.

Развитие деревообрабатывающих орудий в первобытном обществе и прежде всего изобретение пилы дало возможность получить из катка (обтесанного древесного ствола) поперечные распилы, т. е. сплошные круглые диски. Два таких просверленных посредине диска, насаженных на одну ось, служившую опорой для платформы и лежавшего на ней груза, представляли собой большой шаг вперед по сравнению с катком, так как при этом трение катящихся (ходовых) частей всего перевозочного сооружения резко снижалось.

Так возникло сплошное дисковое колесо и вместе с тем первая настоящая повозка.

Первоначальные сухопутные транспортные средства сохранялись очень долго, еще даже в условиях последующих общественных формаций. Это относится и к каткам и к примитивным повозкам со сплошными колесами.

Одно из древнейших сохранившихся изображений колесной повозки находится на куске фриза здания в шумерском городе Уре (древняя Вавилония). Изображение относится приблизительно к 2800—3000 годам до нашей эры. Некоторые авторы отодвигают его еще дальше вглубь времен, — к последним столетиям четвертого тысячелетия до нашей эры. Материалом для фриза служило дерево с инкрустацией из известняка и ляпислазурной эмали. На фризе представлено победное возвращение шумерских войск с добычей. Повозки изображены в верхнем ряду слева и в нижнем ряду. Это — четырехколесные военные повозки с упряжкой из четырех онагров на каждую. Колеса всюду сплошные, сколоченные из нескольких отдельных кусков дерева. Ясно видно, что средняя часть (ступица колеса) сделана из особого куска и, по-видимому, выдается. Основная площадь колесного круга состоит из двух частей. На другом шумерском изображении того же периода колеса повозок представлены с особым ободом.

Страницы: 1 2




Рекомендуем к прочтению



Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля