ГлавнаяЧеловек с планеты Земля → Музеи под открытым небом

Музеи под открытым небом

8 Июль 2014

muzeiНа рубеже XIX и XX столетий в скандинавских странах впервые в мире возник новый тип музеев — музеи народного быта (архитектурно-этнографические) под открытым небом.
Сейчас такие музеи уже существуют во многих странах. Их организация — дело непростое, оно требует разработки целого ряда методических и теоретических проблем. Любопытно познакомиться с опытом пионеров этого начинания — скандинавских стран.

Коллекция Сэндвига

В норвежском городке Лиллехаммере живет всего несколько тысяч человек, но бывают сотни тысяч посетителей. Туристов привлекает находящийся в окрестностях города музей Майхёуген, или «Коллекция Сэндвига», созданный в 1904 году местным любителем старины дантистом Андресом Сэндвигом. Посетитель попадает в особый мир,— старинных построек из огромных бревен с изящной резьбой на угловых столбах, с яркими пятнами интерьеров — раскрашенных шкафов и буфетов или разноцветных шерстяных тканей. В большинстве случаев это интерьеры жилищ XVII—XVIII веков. . Есть здесь и дом с открытым очагом, построенный 500 лет назад, и деревянная церковь XII столетия, и здание деревенской школы, и целый хутор со всеми усадебными постройками, жилища пастухов, и дома земледельцев, рыбаков и мастеров,— словом, целая страна в миниатюре. Для того, чтобы обойти всю территорию Майхёугена с его ста пятьюдесятью постройками, чтобы полюбоваться его замечательным парком с рощами и озерами, нужно время, и много времени. Майхёуген — один из лучших музеев Скандинавии. Отправиться в тур по Скандинавии, или заказать экскурсии по водопадам Бразилии - вам решать.

Немного истории

На рубеже XVIII и XIX веков в Скандинавии стали исчезать старые постройки, предметы быта и явилась мысль спасти их, свезти в охраняемые места, собрать коллекции народной архитектуры и выставить в парках городов.
Идея об экспозиции крестьянских построек в городских парках не была новой. Еще в 1790 году ее высказал живший тогда в Дании швейцарский ученый Чарльз де Бонстеттен. Но первый в Европе этнографический — Северный музей — был основан в Стокгольме в 1872 году. И при нем большой парк-музей под открытым небом, знаменитый Скансен (1891 г.). Потом такого рода музей Зоргенфри появился в Дании в 1901 году в парке, под Копенгагеном как филиал Национального датского музея; в Норвегии — на полуострове Бюгде в окрестностях Осло в 1902 году.
Устроители музеев первоначально ограничивались экспонированием крестьянской культуры, полагая, что деревенский образ жизни должен быть наиболее важной темой этнографического изучения.
Но так же быстро менялся и облик города. И вот в 1909 году в Дании, в Орхусе (на восточном побережье полуострова Ютландия) был открыт музей «Старый город». Его экспонаты — около 50 старинных, преимущественно фахверковых 2- и 3-этажных жилых домов. Тут же и ремесленные мастерские и различные торговые здания.
В Турку (Або) в Финляндии в 1940 году был создан специальный ремесленный музей под открытым небом. В 10 домах двухсотлетней давности работают часовщик, гребенщик, ювелир, гончар. Они продают свои изделия и исполняют роль экскурсоводов. Существует и другой тип «городских» музеев, когда дома не перевозятся, а просто сохраняются старые кварталы. Так, в Оденсе (Дания) при реконструкции центра города сохранили старинный квартал 1 – 2-этажных домов, окружающих дом-музей знаменитого писателя, автора сказок X. К. Андерсена. Наилучший норвежский «городской» музей был создан после второй мировой войны в Бергене в старинном городском парке. Тут оставлены на прежнем месте и сюда перевезены дома XVIII – XIX веков (все из Бергена), в которых жили рабочие, служащие, купцы, ремесленники. Как и в большинстве скандинавских музеев под открытым небом, устроители стремятся показать дома в таком виде, как будто бы в них еще живут владельцы. Цветы на окнах, небрежно брошенные вещи и т. п. создают впечатление, что хозяева где-то рядом. В одном из домов жил булочник, ежедневно выставлявший в окне свежие булки. Он переселился, получил выкуп за оставленный дом, но по-прежнему появляются каждый день свежие булки в окне его бывшего дома. В Скандинавии, особенно в Швеции и Норвегии, таких музеев сотни. И хотя они очень разнообразны, мы можем говорить о двух типах музеев под открытым небом: одни представляют образцы архитектуры всей страны или больших областей, другие — ограниченных, небольших районов. В старых экспозициях соблюдался чаще всего хронологический порядок. Экспонаты расставлены согласно их возрасту, от древнейших к современным, но при этом получалось, что дома, отличающиеся друг от друга с культурной и географической точки зрения, стояли рядом. Теперь в основу планировки больших музеев положен географический принцип. Территория музея — это как бы уменьшенная модель страны, со всеми ее областями, разнообразием ландшафта. Недаром Скансен справедливо называют «Швеция в миниатюре». На каждом участке находятся целые усадьбы или хутора, перевезенные из одной какой-нибудь области и помещенные в соответствующее ландшафтное окружение.
Музейная коллекция — это не просто случайное собрание старых построек. Это научная этнографическая коллекция, где каждая постройка привезена с обстановкой и инвентарем. У всех вещей есть свой «паспорт», по которому можно установить время постройки здания, имена владельцев и пр.
Некоторые музеи пытаются экспонировать не только народную архитектуру. Тут устраиваются музыкальные, хореографические выступления, демонстрируются обряды, связанные с различными событиями в жизни общины, и т. п. В помещичьем доме в Скансене нередко даются камерные концерты в костюмах и обстановке прошлых столетий.
В Скансене имеется зоопарк, а в Дании в музее «Фюнская деревня» (близ Оденсе на острове Фюн) в большинстве помещений держат домашних животных.

Смотри, но ничего не бери

Одни из важных вопросов: когда и при каких обстоятельствах следует создавать музеи под открытым небом? Конечно, существование таких музеев нужно, но сколько должно их быть в стране? Сотни или единицы?
Особенность собрания скандинавских музеев под открытым небом — наличие деревянных зданий XI. XII, XIII, XIV веков (почти нигде в других странах они не сохранились). Это произошло потому, что в большинстве районов Скандинавии климат содействует сохранности построек из сосны в течение сотен лет. Но вот переносят деревянную постройку за сотни километров, ее подвергают опасности разрушения в других климатических условиях. Значит, перевозить постройку нужно лишь в том случае, если ее нельзя сохранить па месте. Поэтому в Швеции существуют сотни небольших музеев, все они организованы вокруг отдельных домов и усадеб, часть из них находится под покровительством Северного музея и как бы дополняет коллекцию построек Скансена. В Норвегии поступают так же. Но в стране действуют довольно строгие законы об охране архитектурных памятников. Все здания старше 150 лет находятся под защитой государства. И все же не столько строгие законы, сколько удивительная любовь норвежцев к своей национальной старине служит главным средством сохранения старинных построек. Большинство провинциальных музеев создано общественностью. Руководит провинциальными музеями «Добровольный союз музеев», который содержится на частные средства, но поддерживается правительством. Ежегодно в сентябре – ноябре происходит конгресс норвежских музеев, на котором решаются организационные и научные вопросы.
В норвежском городе Боргунне в области Суннмёре живут лучшие в Норвегии рыбаки, трудолюбивые, очень консервативные. Всего 40 тысяч жителей. Они и поныне разговаривают на старонорвежском языке. Здесь построен 3-этажный музей, в нем собрано множество вещей – от каменных орудий до швейной машины Зингера. Внутри он скорее похож на склад или магазин, а не на музей в нашем представлении. Здесь нет хранителя, все поступления экспонированы на многочисленных стеллажах и витринах.
Рядом расположен музей кораблей: огромные ангары очень простой конструкции, почти без стен: высокие бетонные опоры, на которых покоится шиферная крыша. И, наконец, в этом же городе музей народного быта области Суннмёре: 40 деревянных построек преимущественно XVII— XVIII веков. Всюду вход свободный. Висят надписи: «Смотри, но ничего не бери и не кури». Руководит всем этим совет музея из местных краеведов. Директор музея работает один, без зарплаты, как у нас принято говорить, на добровольных началах. Конечно, такой музей никакой научной работы не ведет. Главная его функция: собирать и сохранять старинные постройки и вещи, которые когда-нибудь станут достоянием науки. Но и это заслуга немалая.
Другой образец провинциального музея — музей области Румсдаль в г. Мольде. Он прекрасно устроен. Все дома расположены в тон природной обстановке, откуда они взяты. Если местные условия не соответствовали необходимым, то в парке музея создавали искусственные пригорки, пруды, сажали деревья и т. п. Среди 35 домов старейший — дом 1400 года с каменным очагом посредине. Церковь собрана из уцелевших частей нескольких деревянных церквей XVIII—XIX веков. У входа в каждый дом посетителя встречают девушки в национальных костюмах. В домах горят свечи, топятся камины и очаги. Мольде — курортный городок, который посещают тысячи туристов. И музей Румсдаля — объект показа. Туристические фирмы заинтересованы в нем.
У скандинавских музеев множество нерешенных проблем. Вот некоторые из них: превращать ли музей в своеобразный парк культуры и отдыха или пытаться сохранить его прежде всего как научный центр? Создавать ли новые музеи, свозить ли постройки в одно место или пытаться сохранить их на старых местах? Как перевозить? Что из утраченных частей постройки можно доделывать и как? Как сохранить здание на новом месте? Правда, многие дома простояли в условиях Скандинавии почти тысячу лет, но они стояли на своем месте, а их перевезли, изменили обстановку, сохранятся ли они в новых условиях? Дерево лечат, пропитывают дезинфицирующими составами, для наиболее ценных зданий привезены автоматические «дождевальные» установки, поддерживающие влажность, необходимую для сохранности дерева.
Музей под открытым небом — это прекрасное учреждение, но создать его на научной основе сложно. Опыт скандинавских музеев убеждает в необходимости дальнейшей разработки множества теоретических и практических вопросов.




Рекомендуем к прочтению



Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля