ГлавнаяОкеаны и континентыЕвразияАзия → Народы Индокитая

Народы Индокитая

9 Сен 2011
Народы Индокитая

Народы Индокитая

Даже в настоящее время можно различить в антропологическом и этнологическом отношениях происходившее мало-помалу постепенное наслоение племен. Прямыми потомками древнейших обитателей страны являются три антропологически различные группы:, негроидная, малайская и индонезийская. Негроидные народы, приближающиеся по типу к обитателям Андаманских островов, к аэтам на Филиппинах и проч., населяют ныне под именем сакаев и семангов небольшие округи внутри полуострова Малакки. Малайцы, одинакового происхождения с туземцами островов, на которые они были вытеснены лишь в позднейшие времена, также занимают некоторые округи Малаккскогополуострова в виде чистокровных племен, а как племена, смешавшиеся с другими, позднейшими пришельцами (чам), занимают обширные пространства низменностей Сиама и Аннама; повидимому, первоначально они обитали в индокитайских низменностях. Более высокие склоны гор заселены были индонезийцами, кровных соплеменников которых мы встречаем на островах индонезийского архипелага, на Филиппинах, Борнео (даяки), Суматре, (батта) и т. д. Представители индонезийских племен в Индокитае в начале ХХв.: наги, на границах между Ассамом и Бирмой, силонги (архипелаг Мергуи), мои (полудикие племена между Меконгом и берегом Ассама и между Юньнанем и Кохинхиной), куй (в Юго-Восточном Сиаме и Северо-Западной Камбодже), мои или талаинги (в дельтах британских рек, раньше распространенные по всей Нижней Бирме).

Высокая горная страна, лежащая далее к северу, между Восточным Тибетом и вплоть до южнокитайских провинций, с древнейших времен была заселена сильными племенами, родственными индонезийцам, которых всех вместе соединяют в одну народную группу тай (свободные). Оттуда вплоть до недавних времен совершались набеги на низменности: около 1250 г. они водворились в княжестве Цянь-Мас; при Раме Кхомхенге (1283 г.) встречается в надписях название царства Сукходая, лежащего далее к югу. Отброшенные вследствие сопротивления брахманских царей Камбоджи к западу, они являются в 1350 г. властителями  Нижнего Менама (главный город — Аютья). Потомков этих завоевателей мы встречаем смешавшимися с туземцами как главную массу населения культурных государств Индокитая, дошедших до высокой степени процветания. Трудно точно установить, составляют ли чам древнейшую отрасль тай, или они ведут свое происхождение от индонезийцев; на низменностях они столкнулись с малайцами и усвоили их язык (близкий к семье современных малайских наречий), по физическим признакам они сильно отклоняются от малайского типа и скорее приближаются к индонезийцам. Первые исторические данные показывает их нам в качестве обитателей царства, занимающего Южный Тонкинг, Аннам и большую часть Среднего Индокитая. Вторая народная волна, принадлежащая уже к временам нашего летосчисления, привела кхмеров в эту плодородную страну; здесь они перемешались как с малайцами (брахоцефалы), так и с индонезийцами (волнистые Будда и его ученики каменные изваяния внутри храма. сиаской пагоды Ват Сутхат в Бангкоке. Когда вступаешь через ворота, находящиеся против пагоды Ват Сакет, в городе сиамских королей Бангкок, то прямая улица приводит к пагоде Ват Сутхат. Внутри этого буддийского храма (В61 Phra) мы увидим высокочтимого владыку трех миров (tri loka them; по санскр.: sthavira) и собрание слушателей Будды (savaka sangha) вокруг проповедующего сиамского Будды (somana Khd dom; по санскр.: cramana Gautama = Аскет Гаутама, или последний Будда, четвертый в настоящем столетии, словом: исторический Будда). Каменные изваяния в натуральную величину, одетые в платье низших буддийских священников (talapoin), установлены в четыре ряда. На заднем плане возвышается громадная статуя Шакия-Муни. Имя каждого из савоков (по санскр.: $ravaka; poll: savaka) высечено на мраморной дощечке, помещенной на нижней части статуи; эти надписи составлены на диалекте Сукходова. (По Lucien Fournereau: *Le Siam ancien», в XXVII томе «Annales du Musee Gurnet», Paris, 1895). волосы племени куй) и возвысили свое царство Камбоджа до высокой степени процветания в ущерб царству Чампа, Позднейшие набеги тай ограничили их государство его нынешними пределами, уменьшенной областью Камбоджи и Южной Кохинхиной. Новые племена все из той же колыбели народов проникают на юг и восток и теснят моев, малайцев и кхмеров: это были аннамиты. Они живут в настоящее время (начало XX в. — Прим. ред) от дельты Тонкий» до южной Кохинхины; в них заметна сильная примесь китайской крови, и они насквозь пропитаны китайской культурой.

Та же самая народная волна, вероятно, принесла почти одновременно второй приток тай, лао, в горные страны теперешнего Северного Сиама; третий же — бирманцев, по языку стоящих ближе к обитателям Тибета, увлекла с горной страны, лежащей на востоке от Тибета вниз по течению Иравади, откуда они оттеснили к берегу осевших там монов, по языку родственных аннмитам. За ними последовали в начале нашего тысячелетня шаны (Сханы; ныне обитают в горных странах Верхней Бирмы), которые и теперь еще называют себя тай (свободные); далее на восток — сиамцы, которые сломили в Камбодже господство ранее пришедших туда кхмеров и основали собственное государство, доведенное ими до высокой степени процветания. Физические признаки всех этих племен говорят за то, что они не остались чужды смешению с другими народами.



Источник изображения: _Sam


Рекомендуем к прочтению



Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля