ГлавнаяЧеловек с планеты ЗемляТеория ДарвинаЧеловек разумныйИскусство → Рококо – нарядный, но небезвкусный

Рококо – нарядный, но небезвкусный

4 Сен 2014

karlskirhe_venaТермин «рококо» часто используют для характеристики зданий, относящихся к  позднему барокко, главным образом в Австрии и Южной Германии, где протестантизм постепенно сжился с этим вычурным стилем. Рококо прежде всего характеризуется декоративными элементами: светлыми тонами, асимметричными естественными изгибами, часто с элементами рустовки, и формами, напоминающими раковину. Рококо подразумевает и пространственную усложненность, которую обычно связывают с влиянием итальянского архитектора Гварино Гварини (1624 — 1683), который широко использовал волнистые формы, совмещая в своих работах геометрические принципы Борромини и оптические эффекты Бернини с добавлением собственных декоративных элементов.

Иоганн Бернгард Фишер фон Эрлах (1656 — 1723) – это выдающаяся фигура позднего барокко в Центральной Европе. Он занимался ваянием и изучал творчество Бернини. Его пристрастие к овалу особенно заметно в замке Вранов (1690 — 1694) с овальными окнами и овальным вестибюлем, а также в церкви Св. Троицы в Зальцбурге (1694). Лучшей его работой считается Карлскирхе в Вене (1716), где овальные формы следуют плану греческого креста. Фасад весьма необычен – он гораздо шире стоящего за ним здания и включает две вынесенные вперед колокольни, имитирующие колонны Траяна и Марка Аврелия, балюстрады из натурального камня. Церковь завершается чудесно отделанным куполом.

В 1723 г. Фишера фон Эрлаха на посту придворного архитектора сменил Иоганн Лукас фон Гильдебрандт (1688 — 1745). В его дворце Верхний Бельведер в Вене (1721 — 1722) использованы разнообразные крыши с линиями, воспроизводящими восточные мотивы, что характерно для Центральной Европы. Типичный образец его творчества представляет дворец Даун в Вене (1713 — 1716) с утонченными пилястрами на фасаде и мощными кариатидами, поддерживающими открытый портик перед входом.

ЮЖНАЯ ГЕРМАНИЯ

До XVI века лестницы обычно были строго функциональны, и, как правило, их старались скрыть. Позднее появился новый тип с: разнообразными конфигурациями лестничных площадок и открытыми стенами. Барочные лестницы Иоганна Бальтазара Неймана (1687 – 1753) с потрясающими двойными спиралями используют это новообретенное пространство — например, в епископском дворце в Вюрцбурге (1730). План его церкви в Фирценхейлигене (1743) включает три пересекающихся овала вдоль главной оси нефа, по два круга в трансептах и овалы меньшей площади для боковых приделов. Грандиозное впечатление  производит «волнистость» поверхности стен, покрытых выбеленной штукатуркой.

Иоганн Михаэль Фишер (1692-1766) построил 32 церкви и 22 монастыря. Богато декорированные лепниной интерьеры некоторых его построек до сих пop представляют интерес как пример мастерских пространственных решений. Очень хороша монастырская церковь в Оттоберене (1748 — 1767).




Рекомендуем к прочтению



Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля