ГлавнаяЧеловек с планеты ЗемляТеория ДарвинаЧеловек разумныйРелигия → Ведьмы и колдовство

Ведьмы и колдовство

12 Янв 2011

Ведьмы и колдовствоВедьмы и колдовство

Колдовство, ставшее главной мишенью христианской церкви в период между XV и XVII вв., являлось, вероятно, одной из форм поклонения природе, уходящей корнями в дохристианские времена, когда колдовские обряды практиковались у многих народов. Колдовство были запрещено папской буллой 1448 г. и считалось еретической, сатанинской религией, сделкой с дьяволом. В Европе, где инквизиция принимала самые суровые меры в борьбе с ересями, охота на ведьм сделалась даже популярной, распространившись затем на Северную Америку, где ее печально знаменитым центром стал Салем в Массачусетсе. Распространенными обвинениями были: участие ведьмы в черной мессе, полеты, обладание фамилиаром – «личным бесом», наведение порчи. Подсчитано, что более 300 ООО человек, среди которых большинство женщин, были казнены за «совершение колдовства». Как правило, признания вины добивались пытками. Всю Европу и Северную Америку обуял истерический страх, поскольку в качестве свидетельств против ведьм часто принимались сплетни и слухи.

На современном Западе возникло неоязыческое движение «Викка», вдохновленное работами Дж. Гарднера и М. Мюррей. Члены ковена (сборище ведьм) собираются на шабаш, где поклоняются богине-матери или «спускают Луну», то есть втягивают лунную энергию в магический круг.

Англиканская церковь. Каббала

«39 статей» англиканской церкви

Наряду с «Книгой общественного богослужения» «39 статей» определяли официальные положения англиканской церкви следующие три столетия после их создания и принятия. В 1551 г. архиепископом Томасом Кранмером были составлены 42 статьи, представлявшие собой определение веры как в терминах североевропейского протестантизма, так и правилах Римско-католической церкви, вместе с доктриной анабаптистов, что было признано «излишеством». Поэтому в 1563 г. Кентерберийский собор пересмотрел документ в свете дальнейшего развития идеалов протестантизма и утвердил 38 статей. В 1571 г. была прибавлена еще одна, 39-я, статья, после чего они были утверждены монархом.

Статьи составлены осторожно и часто двусмысленно. Они оставляют место для индивидуальной интерпретации и таким образом могут быть приняты максимально возможным количеством людей. Они не включают в себя никаких специфических лютеранских, кальвинистских или цвинглианских ограничений, в то же время сохраняя некоторые пункты католической (не папской) веры.

Начиная с 1865 г. «39 статей» уже не играют такую важную роль в англиканской церкви, и теперь принятия каждой из них как положения веры не требуется даже от духовенства.

Книга общественного богослужения

В 1549 г. король Эдуард VI принял акт, который унифицировал молитвенный обряд и утвердил первый служебник (книгу молитв) на английском языке. По стилю служебник был не менее двусмыслен, чем «39 статей», и вызвал всеобщее недовольство. Постепенно общий тон молитвенной книги становился все более протестантским. В 1662 г. он был принят англиканской церковью (в сложившемся виде), и те англиканские священники, которые были настроены более католически и даже более протестантски и не согласились использовать его при богослужениях, лишились своих приходов.

В следующий раз «Книга общественного богослужения» была пересмотрена в 1927-1928 гг. Новую редакцию совершенно неожиданно отверг парламент, и она оставалась фактически неофициальной в Англии, хотя широко распространилась в течение последующих 50 лет. С тех пор дальнейшие исправления проводились на национальной основе в некоторых англоязычных странах. В 1980 г. в Британии был издан и введен в пользование «Альтернативный служебник» (названный во введении «дополнением» к «Книге общественного богослужения» и написанный более современным языком).

Каббала

Каббала (на иврите «предание») представляет собой эзотерическое, мистическое течение иудаизма. Ее учение говорит о том, что Бесконечный Свет (Эйн-соф Аур) являет себя через различные сфироты (сферы) на Древе Жизни. Существует 10 сфирот, каждая из них – эманация Божества.

Согласно «Сеферга-Зогар» («Книге сияния»), созданной в Испании между 1260 и 1280 гг., ничто не существует до тех пор, пока в нем не участвует божественное, которое есть сокрытое основание творения. Практическая задача мистика – обнаружить элементы сокрытого языка, в котором заключены мысли Бога.

Истоки Каббалы можно найти в III в., в учении неоплатоников и неопифагорейцев, а своего апогея она достигла в XI11 в. в Андалусии, оформившись в «Книгу сияния» («Зогар») на арамейском языке. Впоследствии Каббала оказала влияние на таких христианских мистиков, как Парацельс (1493- 1541), Роберт Фладд (1574-1637) и Яков Бё-ме (1575-1624) через работы каббалистов Исаака бен Соломона Лурии (1534-1572) и Хаима бен Иосифа Виталя (1543-1620). Она также вдохновила мессианские движения в иудаизме, втом числе хасидизм. К ней обращались христианские гуманисты и теософы конца XIX в.

Хронология

1579 Св. Хуан де ла Крус, испанский мистик и поэт, пишет «Темную ночь души».

1580 Английские иезуиты Эдмунд Кэмпион и Роберт Персоне начинают миссионерскую деятельность в Англии. Кэмпион схвачен и повешен в 1581 г. Карло Борромео, итальянский кардинал и реформатор, организует воскресные школы в Милане.

1582 Смерть св. Терезы Авильской, испанского мистика.

1583 Иезуит Маттео Риччи начинает миссионерскую деятельность в Китае.

1584 Англичанин Реджинальд Скот пишет книгу «Обнаружение колдовства», обличающую суеверия и доверчивость.

1586 Акбар Великий объявляет себя главой новой религии (дин-и илахи – «божественная вера»), в которой объединяются элементы ислама, индуизма, парсизма и джайнизма. это вероучение сохранялось до мусульманского возрождения XVIII в.

1587 Тоётоми Хидэёси запрещает деятельность христианских миссионеров в Японии. Жан Боден, французский философ, обращается с призывом к религиозной терпимости в своей книге «Colloquium Heptaplomeres».

1588 Смерть Сонам Гьяцо, третьего главы секты гелугпа тибетского буддизма и первого удостоенного титула далай-ламы («океан-учитель»). Рождение Томаса Гоббса, английского философа.

1591 Томмазо Кампанелла, итальянский философ, пишет книгу эмпирического и антисхоластического содержания «Философия, доказанная ощущениями».

1593 Преследования христиан в Японии.

1594 Ричард Хукер, английский теолог, пишет «Законы церковного уложения», определяя направление англиканской теологии.

1596 Родился Рене Декарт, французский философ.

1597 Король Яков VI Шотландский пишет «Демонологию», направленную против колдовства.

1598 Нантский эдикт с некоторыми оговорками дарует французским гугенотам свободу вероисповедания. Отменен в 1685 г.

Ок. 1600 Учение итальянских протестантских реформаторов Лелия Соццини и его племянника Фаусто Соццини дает начало социнианизму, рационалистическому антитринитарному движению, отвергающему божественное происхождение Христа. Оно повлияло на англиканские секты XVII-XVIII вв. и унитарное движение. Ислам становится главенствующей религией почти на всей территории Индонезийского архипелага. 1600 Джордано Бруно, бывший доминиканец, итальянский философ и теолог, сожжен на костре за ересь и поддержку теории Коперника. Преследования католиков в Швеции.

1605 В Англии усиливаются антикатолические настроения, особенно в связи с попыткой взорвать здание парламента. 1608 Св. Франциск Сальский, французский католический священник, пишет свой знаменитый труд «Введение в жизнь праведную». Ок. 1610-1635 Немецкий город Бамберг становится европейским центром охоты на ведьм: за этот период там казнено около 900 ведьм.




Рекомендуем к прочтению



Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля