ГлавнаяЧеловек с планеты ЗемляТеория ДарвинаЧеловек разумныйИсследование земли → Антропогенные ландшафты

Антропогенные ландшафты

5 Окт 2011

Антропогенный ландшафтКак известно, в нашу эпоху процесс изменения географических ландшафтов протекает чрезвычайно интенсивно, и стремление ландшафтоведов изучать результаты этого процесса — измененные ландшафты в самом общем смысле слова — вызвано самой жизнью. В той или иной степени проблема эта привлекала к себе внимание давно. Однако начало систематическому изучению измененных ландшафтов в советской географии положил Ю. Г. Саушкин (1946), высказавший мысль, что должна существовать особая отрасль географии, изучающая культурные ландшафты. Идея эта была, так сказать, развита и реализована Ф. Н. Мильковым в монографии, специально посвященной «антропогенному ландшафтоведению» (1973) и А. Г. Исаченко, который предпочитает называть это направление прикладным ландшафтоведением (1976).

Три момента обращают на себя внимание при мысленном обзоре истории советского ландшафтоведения за весь послевоенный период.

Первый — методологически самый простой. В определенном соответствии с высказываниями В. И. Вернадского (они приводились выше) о том, что с появлением на Земле разумного существа планета вступила в новую стадию своего бытия, находились и высказывания некоторых физико-географов о наступлении «новой эры в развитии ландшафтов Земли» с появлением человека. Переоценка степени воздействия человека на природу произошла без особого труда, и теперь акцент делается на более поздних эпохах.
Два других момента связаны с неправомерной социологизацией представлений о ландшафтах, что в свое время было критически рассмотрено мною. Не вдаваясь здесь поэтому в особые подробности, напомню лишь о сути дела.

Ландшафт, в том числе и культурный, понятие естественно-историческое и ни в какое отношение к социальному строю общества поставлен быть не может. Между тем в географической литературе нередко можно было встретить попытки «привязать» ландшафты к общественно-экономическим формациям. Так, Ю. Г. Саушкин полагал, что культурный ландшафт — это продукт ряда эпох, «способ производства каждой из которых «отпечатался» в облике ландшафтов в виде взаимопроникающих «наслоений» изменений природных комплексов». Такого же взгляда придерживался А. Г. Исаченко, который даже обнаруживал конкретные следы общественно-экономических формаций в ландшафте: «…для степного ландшафта,— пишет он,— яркими свидетелями различных общественных формаций, а следовательно, и принципиально иного характера взаимосвязей человека и ландшафта являются, например, курганы, овраги и искусственные лесонасаждения». Д. В. Богданов от культурных ландшафтов отличал преобразованные культурные ландшафты, причем своеобразие последних заключается в том, что они… управляются неантагонистическим обществом. По С. В. Калесннку, принявшему терминологию В. Л. Котельникова, «между измененным и преобразованным ландшафтом то существенное различие, что первые из них возникают вследствие стихийного воздействия человека, а вторые создаются по заранее начертанному плану; создание преобразованных ландшафтов под силу только социалистическому обществу и грядущему за ним коммунистическому». От высказываний такого рода веяло излишним социологизнрованием.



Источник изображения: claumart


Рекомендуем к прочтению



Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля