ГлавнаяЧеловек с планеты ЗемляТеория ДарвинаЧеловек разумныйЭтнос и нация → Далай-лама

Далай-лама

29 Апр 2013

Достигший совершеннолетия Далай-лама становился не только духовным, но и светским правителем Тибета. Однако реально часто оставался послушным орудием в руках своих наставников – представителей феодально-теократических сил. Титул Далай-ламы тибетские первосвященники начали носить с XVI в. Последний, Далай-лама XIV – Данцзин Джамцо (родился в 1935 г.).Сам он считает, что является воплощением Далай-ламы V. Сначала он вступил на путь сотрудничества с правительством КНР. Но после вооружённого восстания в Тибете против китайских властей эмигрировал в Индию. Случилось это в 1959 г.

Жизнь тибетских скотоводов-земледельцев – тема отдельного разговора. К западу от Лхасы, в долине небольшой реки, живут люди, чей обычный удел – сажать и сеять ячмень.

Они до сих пор пьют часуйму – чай с маслом и солью. Напиток специфический! Поначалу проглатываешь странную жидкость несколько насторожённо, но через какое-то время привыкаешь к необычному вкусу. Этот напиток неплохо согревает и бодрит, а заодно увлажняет потрескавшиеся губы, ведь в условиях высокогорья трещинки быстро превращаются в кровоточащие раны.

А местная цзамба? Это своеобразный тибетский хлеб. В бедных семьях только его и едят – на завтрак, на обед и на ужин. Готовят специфичное кушанье так: в деревянную чашку бросают горсть муки из прожаренного ячменя, подливают в неё часуйму, а потом… пальцами размешивают крутое рассыпчатое тесто и едят его сырым. Не сказать, что блюдо достойно лучших ресторанов Парижа, Лондона и Нью-Йорка, но есть можно. Но почему бы всё это не поджарить? Неужели непонятно чужаку, что выпекать хлеб и лепёшки – излишнее расточительство!

В Тибете до сих пор кое-где сохранилась своеобразная брачная традиция. Простой экономический расчёт: оставить под родительским кровом всех сыновей, заплатив калым лишь за одну невестку. Да и делить имущество в этом случае не приходится. Сначала женят старшего сына, наследующего надел или пастбище. Подросли младшие сыновья – они тоже присоединяются к этому браку.

Связь свёкра с невесткой тоже не считается чем-то отвратительным. Кто отец ребёнка, не выясняют – мать в семье для всех всё равно одна. Дети-мальчики подрастают, и им тоже выбирают одну жену на всех.

Ну а если в семье только девочки? Эта проблема давно решена так: родители сватают девушкам общего мужа. Но в этом случае зятя… усыновляют, а матерью всех внуков считается старшая дочь. Когда замуж выходит вдова, то её дочери автоматически становятся жёнами своего отчима, при этом их дети как бы и не их – они считаются детьми собственной бабушки.

И к добрачным связям тибетцы относятся вполне лояльно: например, забеременела незамужняя девушка – её родственники не бегут «мылить шею» обидчику, а попросту заключают с ним уговор, согласно которому мужчина должен отработать некоторое время в семье девушки – до родов и после. И всё, потом свободен как ветер. Вот такие они – эти тибетцы… Правда, сегодня новые экономические реалии Китая накладывают свой отпечаток и на их уклад жизни. Говорят, уже появились «новые тибетцы» – эти совсем не хотят признавать «хорошо подзабытое старое».




Рекомендуем к прочтению



Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля