ГлавнаяЧеловек с планеты ЗемляТеория ДарвинаЧеловек разумныйИсследование земли → «Философская энциклопедия» Циолковского

«Философская энциклопедия» Циолковского

9 Сен 2011

ЦиолковскийЦиолковский, которого «Философская энциклопедия» называет «первым идеологом и теоретиком космической экспансии человечества», научно открыл человечеству дорогу в космос. На протяжении нескольких десятилетий возвращаясь к проблемам будущего, он с помощью научно-технического анализа обосновал неизбежность выхода человека в. космос, неизбежность освоения околосолнечного и вообще космического пространства,—неизбежность космической фазы существования человечества, короче говоря. Ясно, что человечество, по Циолковскому, включено в космический процесс. К сожалению, идеи о сути человечества хоть и вытекают из различных его высказываний, но не были им самим приведены в систему.

В начале 20-х годов нашего столетия круг проблем, связанных с человечеством как планетной и космической силой, вплотную заинтересовывает В. И. Вернадского. Человечество, по-В. И. Вернадскому, является «созданием сложного космического процесса, необходимой и закономерной частью стройного космического механизма, в котором, как мы знаем, нет случайности».

И Вернадский же сказал следующее: человечество «становится все более независимым от других форм жизни и эволюционирует к новому жизненному проявлению», не указав, впрочем, на рубеже какого именно нового жизненного проявления оно находится (проблема, что, очевидно, несводима только к автотрофно-му существованию).

Многочисленные работы В. И. Вернадского, его высокий научный авторитет привели к окончательному утверждению представлений о человечестве как о феномене планетного и космического масштаба и оказали несомненное влияние на последующих исследователей.

Определенный круг идей В. И. Вернадского был подхвачен и развит его учеником Н. Г. Холодным, который противопоставил некогда традиционному антропоцентризму «антропокосмизм».

В советской литературе последних лет о месте человечества в природе и его сути писали Р. К. Баландин (1969), Е. Т. Фаддеев (1970), И. Ф. Зубков (1974).

В заключение необходимо напомнить следующее. Как известно, устойчивые системы развиваются не хаотично, а направленно. Действуют, конечно, и хаосогенные факторы: процессы развития и раскрываются, собственно, в противоречивом взаимодействии хаосогенных факторов с организованностью и направленностью. Но если система устойчива, то доминанта развития обнаруживается определенно. Имея в виду человечество, следует подчеркнуть, что как цефализация наиболее полно выражала суть эволюции зоокомпонента, так и ноотехнизацня определяет единство многообразного в человеческом процессе, определяет естественноисторическую суть человеческого феномена — с момента возникновения ноотехнический уровень его («оразумление») непрестанно, хотя и с остановками, повышался; аналогия с цефализацией тут прямая. Ноотехнизацня и обусловливает выход человека в космос и, как следствие, космизацию наук — естественных и общественных.



Источник изображения: NASA


Рекомендуем к прочтению



Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля