ГлавнаяЧеловек с планеты ЗемляТеория ДарвинаЧеловек разумныйЭтнос и нация → Гордое племя масаи

Гордое племя масаи

26 Июнь 2013

Прежней экзотики в Африке сохранилось не так уж и много. Образ жизни во многом лишён ярко выраженной самобытности. Всё как везде, только зачастую в очень бедненьком исполнении: перекошенные домишки с ржавыми крышами на окраинах мегаполисов; битком набитый людьми, словно переспелая тыква семечками, общественный транспорт, чиновник, изнывающий от жары, но никак не желающий расстаться с вполне приличным костюмчиком… Нет, не слышно знаменитых тамтамов – их сменили супермодные переносные магнитолы.

Согласно одной из версий масаи мигрировали из долины Нила в Судане в центральную и юго-западную Кению в начале XVI в., приведя с собой одомашненный скот. Масайские племена всегда вели полукочевой образ жизни.

Но осталось ещё племя, которое хотя бы частично пренебрегает современными благами. Вот и стремятся многие путешественники по Восточной Африке увидеть масаи, познакомиться с жизнью этих красивых и гордых людей. Местным властям масаи доставляют кучу проблем и хлопот. И всё потому, что обладают глубоким чувством собственного достоинства, впитываемым с молоком матери. Считается, что их около миллиона человек. Но, говорят, численность сильно уменьшилась после эпидемии сонной болезни, переносимой мухой цеце. Практически ни у кого нет паспортов, поэтому точное количество масаи установить невозможно.

Некоторые из них до сих пор стараются жить так же, как предки, ничего не меняя ни в одежде, ни в пище, ни в обычаях. Вместе с тем они достаточно дружелюбны к представителям других народов.

Далёкое прошлое масаи овеяна легендами. Увы, мы хорошо знаем лишь новейший период истории этого народа. Судя по внешнему облику, масаи относятся к хамитам (арабы), переселившимся из верховьев Нила в экваториальную Африку, есть в них немного крови банту… На территорию современных Кении и Танзании масаи пришли с севера континента в XIX в. И возможно, это был сильнейший народ во всей Восточной Африке того времени. Банту попытались ему противодействовать, но ничего из этой затеи не вышло. Да и на арабских работорговцев масаи наводили животный ужас своей воинственностью – оттого, наверное, их обходили стороной. Говорят, ни один масаи так никогда и не был продан в рабство.

Воин-маси, моран, – высокий, стройный, ладно сложённый мужчина, всегда ходит энергичным размашистым шагом. И не важно, куда и зачем он идёт, – к стаду горбатых коров и коз или ещё по каким делам. В руках – копьё и короткая палочка с утолщением на конце. Через одно плечо переброшен большой лоскут ткани терракотового цвета – от него воин избавлялся только в том случае, когда шёл охотиться на льва, поскольку ничто не должно мешать движениям охотника. Волосы масаи заплетают в несколько коротких тонких косичек, а кожу натирают красной охрой. Тату в среде гордецов не приняты, украшений – тоже минимум, разве что тяжёлые металлические серьги на вытянутых мочках ушей.

Период расцвета культуры масаи приходится на эпоху их завоевательных походов (начало XIX в.). Постепенно у этого народа образовалась своя армия – каждый мужчина в возрасте от 18 до 30 лет по определению являлся её воином.

И сегодня с раннего возраста в племенах масаи мальчиков готовят к тому, что когда-то они будут посвящены сначала в мужчины, а затем в воины. Первое событие в жизни молодого маси происходит в 14 лет. Тогда все поголовно проходят болезненный обряд оореза-ния – примерно такой же, как во многих других племенах Африки, Южной Америки и Австралии. Кроме воинов, никто из масаи не носит волос. Лишь 18-летним юношам, которые уже стали воинами, разрешается их отращивать.

Тогда же они устраняются от бытовых дел и живут в специальных поселениях. Там молодёжь проводит всё время в военных играх, танцах, а также… свободной любви. Вот только обязательный ранее обряд охоты на львов сегодня официально запрещён. Сразиться со львом – мечта любого морана. Ещё недавно юноша не мог стать настоящим воином, не убив царя зверей. Сейчас это невозможно. Приходится масаи немного перестраиваться – вероятно, при посвящении в воины совершается другая церемония. Говорят, что умыкнуть несколько коров для масаи – тоже подвиг. Чем ещё можно привлечь подругу? Но разве что поединком со львом?

А ведь ещё не так давно группа воинов, вооружённых лишь копьями, брала льва в кольцо, постепенно сокращая расстояние. Наступал момент, когда зверю ничего не оставалось, кроме попытки прорвать окружение. В отчаянии он бросался на одного из своих врагов, уродуя или убивая его. Но другие охотники довершали дело – истерзанный хищник погибал. Ранами, полученными в схватке со львом, многие масаи гордились всю жизнь. Высшим проявлением мужества считалось ухватить разъярённого льва за основание хвоста. От такого нахальства, говорят, животное приходит на мгновение в ступор, и этой заминки достаточно, чтобы быстро и с небольшими потерями закончить схватку. Живыми легендами становились те воины, которые сумели трижды схватить грозу саванн за хвост…

Около 12 лет молодой масаи проводит в военном лагере. В 30 лет он его покидает. Теперь можно жениться, только вот с косичками придётся расстаться. Если это был хороший воин, его ждут почёт и уважение, со временем он может стать старейшиной клана в своём селении.

Подавляющее большинство масаи – скотоводы. Основной продукт питания для них – молоко (коровье и козье). Важное место в рационе занимает сырая кровь. Воины часто смешивают бычью или коровью кровь с молоком или пьют её в чистом виде, чтобы восстановить силы. В яремной вене животных делается надрез. Сосуд из тыквы наполняют кровью, которую затем смешивают с молоком. Напиток употребляется как в свежем, так и в сквашенном виде. Сегодня в него иногда добавляют кукурузную муку. Получается своего рода каша. Мясо масаи едят только по случаю особых торжеств.

Коровы выступают в качестве приданого. После женитьбы мужчина может позволить жене «оберегать» несколько коров из его стада, но принадлежат они всё равно ему. Дети начинают пасти скот с трёх лет. В возрасте семи-восьми лет им протыкают мочки ушей осколком рога. Потом дырку увеличивают кусочками дерева. Со временем тяжёлые украшения из бусин или бисера оттягивают мочки до плеч. И чем они больше, тем более красивым и уважаемым считается их обладатель.

Вокруг своих поселений масаи издавна строили заборы из деревянных шестов или высаживали колючий кустарник. Считалось, что таким образом крааль будет защищен от нападений львов, леопардов или гиен.

Всего несколько кланов масаи ведут оседлый образ жизни, они – земледельцы. У остальных к таким соплеменникам отношение предвзятое. Презирают они и, например, кузнеца. Отдать свою дочь замуж за такого – ни-ни, позора не оберёшься!

Как правило, масайские племена кочуют в поисках хороших пастбищ. У каждого своя территория. Вся их жизнь неразрывно связана со скотом. Даже древний обычай борьбы со львом возник потому, что масаи были вынуждены постоянно стеречь коров, то и дело подвергавшихся нападениям со стороны хищников.

У масаи нет стройной религиозной системы, но они верят в переселение душ, полагая, что душа умершего человека может перейти в любое животное, кроме льва. Поэтому масаи спокойно относятся даже к назойливым мухам – пусть себе летают.

Деревенька масаи – это временное стойбище округлой формы, огороженное частоколом или колючим кустарником. В центре – загон для скота, вокруг которого расположены хижины. Обычно на возведение подобного поселения уходит два-три дня. Главные строители – женщины. Именно они втыкают в землю тонкие жерди, связывают их у верхушек, переплетают прутьями, а затем обмазывают коровьим помётом. Когда помёта в деревне накапливается слишком много, масаи бросают насиженное место и ищут другое, где всё в точности повторяется. Покидают они стойбище и в том случае, если там кто-то умер. Усопших до сих пор хоронят по старинке: на ночь тела оставляют в саванне хищникам.




Рекомендуем к прочтению



Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля