ГлавнаяЧеловек с планеты ЗемляТеория ДарвинаЧеловек разумныйИскусство → Классицизм

Классицизм

12 Янв 2011
Бурлаки на Волге

Бурлаки на Волге

Еще в 16—17 веках вместе с барокко в европей­ском искусстве появляются элементы классицизма. Это направление существовало до начала 19 века, оказывая влияние практически на все виды искусства.

В изобразительном искусстве эпохи классициз­ма главное значение приобрели строгое построение сюжета, ясность замысла, уравновешенная компо­зиция, плавность контуров и четко выписанные объ­емы. Цвет играл подчиненную роль. Классицизм ста­вил разум, рациональное мышление выше чувств, поэтому и не одобрял изображения повседневной жизни. Стремясь выразить общую идею, художник-классицист пользовался аллегориями — обобщенно-символическими изображениями тех или иных чело­веческих качеств или черт характера. Нравственное воздействие на читателя или зрителя — вот к че­му должен был стремиться художник. В то же время жесткие каноны классицизма подавляли проявления личности творца, уводили его от реальной жизни.

Романтическое искусство обращалось к необыч­ным, драматическим ситуациям — к революцион­ной борьбе народов, героическим легендам, вос­точной экзотике. Для художников-романтиков была очень важна близость человека к природе и народ­ной жизни. Школа живописного романтизма сложи­лась во Франции — здесь преобладали трагичес­кие и героические сюжеты. В Германии и Австрии романтизм выражался иначе: в творениях художни­ков проявлялись мистические и религиозно-патри­архальные настроения.

Российский классицизм

Российские живописцы на­чала 19 века, следуя канонам классицизма, не раз обращались к событиям древней славянской истории. Однако творчество та­ких крупных художников, как Карл Брюллов и Александр Ива­нов, быстро переросло рамки поз­днего классицизма. Новая эпоха требовала иного, более реалисти­ческого отражения действитель­ности. В русской художественной культуре конца 18 — начала 19 ве­ков был создан свой особый вари­ант классицизма. Он нашел свое воплощение как в живописи, так и в творениях выдающихся ар­хитекторов В. Баженова, М. Ка­закова, К. Росси, А. Воронихина, а также в скульптурных произве­дениях М. Козловского, Ф. Щед­рина, И. Мартоса.

Возвышенный драматизм

Главой француз­ской романтичес­кой школы в жи­вописи стал Эжен Делакруа(1798— 1863). В 1830 го­ду он создал зна­менитую картину «Свобода, веду­щая народ (28 ию­ля 1830 года)». На полотне — жен­щина с трехцвет­ным французским флагом, возглавля­ющая повстанцев, поднимающихся на баррикаду. Эпи­зод уличного боя художник превра­тил в романтичес­кую аллегорию, а фигуру женщи­ны — в символ борьбы за справед­ливость и свободу.

В Германии ближе всего к романтическому взгляду на мир подошел живописец Каспар Давид Фридрих (1774—1840). Главный мотив его пейзажей — трагическая затерян­ность человека в мире.

В середине 19 века господствующим на­правлением в искусстве становится реализм.

Реализм в живописи проявлялся почти во всех стилевых течениях — потому что позволял художникам через правдивое изображение рас­крывать внутреннюю правду героев их картин. Реализм — не бездумное копирование натуры, а сознательный отбор важнейших черт того, что намерен изобразить живописец. В русской жи­вописи реализм наиболее полно представлен в деятельности художников-передвижников.

Товарищество передвижных художествен­ных выставок было основано в 1870 году в Пе­тербурге по инициативе мастеров демократи­ческого направления. Это объединение стало протестом против засилья сухого академизма в официальной живописи. Ядром товарищества, которое просуществовало до 1923 года, были художники-реалисты. Многие из них представ­ляли различные творческие манеры и направ­ления, однако идейная основа объединения бы­ла общей — искусство должно стать доступным как можно большему числу людей.

Французский художник Камиль Коро выбрал жанр пей­зажа. Его привлекали переходные состояния природы -раннее утро, вечер, затишье перед грозой, дававшие воз­можность растворять детали пейзажа в воздушной дымке.

Центральной темой живописи бидермейера (реалисти­ческого направления в искусстве Германии и Австрии) стала повседневная жизнь человека, его дом, семья. Ху­дожники интересовались не прошлым, а настоящим, не великим, а малым.

В творчестве Гюстава Курбе (1819—1877), который учас­твовал в боях за Парижскую коммуну, нашли свое отра­жение общественные противоречия второй половины 19 века. Крестьяне и рабочие стали героями полотен не­мецких художников-реалистов Адольфа фон Менцеля (1815-1905) и Вильгельма Лейбля (1844-1900).

Группа художников, поселившихся в деревушке Барбизон во Франции (А. Руссо, Ж. Дюпре, Н. В. Диаз, К. Тройон, Ш. Ф. Добиньи), занималась поиском простых сюжетов. Барбизонцами была выработана свободная и лирическая живописная манера. Они открыли прелесть и эстетичес­кую ценность сельских видов, которые до того использо­вались только в качестве фона сюжетных полотен. Близок к барбизонцам был и Жан Франсуа Милле (1814—1875).
Полотна на исторические и библейские темы и галерея портретов выдаю­щихся писателей, актеров, общественных деятелей были созданы в эти годы такими мастерами, как Валентин Серов, Илья Репин, Василий Перов, Иван Крамской.
Особое внимание демократической публики привлекали сцены из жизни про­стых людей. Широкой известностью пользовались полотна Николая Ярошенко «Всюду жизнь», Василия Перова «Тройка», «Бурлаки на Волге» Ильи Репина.

В конце 90-х годов 19 века в Петербурге по инициати­ве художников Александра Бенуа, Константина Сомова, Льва Бакста и Евгения Лансере возникло объединение «Мир искусства», которое также отвергало академизм, но считало живопись передвижников малоинтересной и иллюстративной. «Мирискусники» искали новые пути в живописи, расчищая дорогу художественным открытиям первых десятилетий 20 века.

В последние десятилетия 19 века в западноев­ропейской живописи начало бурно развиваться но­вое течение — импрессионизм. Его название об­разовано от французского слова impression, что можно перевести как «ощущение, впечатление».После дождя (Мокрая терраса)

Импрессионисты стремились передать в сво­их произведениях непосредственные впечатления от природы, от современного города с его живой и разнообразной жизнью. Средствами живописи они создавали иллюзию изменчивого света и дви­жущегося воздуха. Импрессионисты использовали чистый цвет, не смешивая краски на палитре, а на расстоянии эти мазки чистого цвета сливались в сложный живописный образ. В их картинах все дышало и двигалось, предметы как бы теряли вес и четкость формы. Над пейзажами импрессионис­ты взяли за правило работать на открытом возду­хе — на пленэре, как говорят художники. Именно так они учились передавать краски и образы жи­вой природы.

С импрессионизмом во многом связано разви­тие европейской живописи в 20 веке.

Эдгар Дега (1834—1917) получил академическое художес­твенное образование. Школа классического рисунка оказа­ла влияние на его живопись. На полотнах Дега — закулисная жизнь театра, ипподром, труд прачек, гладильщиц, белошве­ек. Картины Дега овеяны печалью, люди на них одиноки и от­чужденны.

Из Франции импрессионизм распространился по всей Европе. В Англии работал последователь импрессионизма Д. Уистлер, в Германии — М. Либерман, в Швеции — А. Цорн, в Бельгии — Т. ван Риссельберг. Это направление оказало большое влияние и на русскую живопись 20 века.

В середине 80-х годов 19 века импрессио­низм уступил место еще более смелым художес­твенным направлениям. Их создателями были французы Поль Сезанн, Жорж Сера, Поль Гоген и голландец Винсент Ван Гог. В наши дни течения, к которым они принадлежали, называют постим­прессионизмом.



Источник изображения: www.impressionism.ru


Рекомендуем к прочтению



Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля