ГлавнаяЧеловек с планеты ЗемляТеория ДарвинаЧеловек разумныйИскусство → От Хрустального дворца до «рукотворной скалы»

От Хрустального дворца до «рукотворной скалы»

12 Янв 2011
стиль модерн

стиль модерн

Переломная эпоха в развитии Ев­ропы — 19 век. В этом столетии бы­ли сделаны научные и технические открытия, в корне изменившие жизнь людей. Новые условия жизни стали причиной того, что искусство и культура 19 века развивались сразу во многих направлениях и отличались не­обычайным разнообразием.

В художественной жизни первой по­ловины столетия преобладал роман­тизм. Это течение отразило разоча­рование в идеологии Просвещения. Вожди Великой французской револю­ции руководствовались просветитель­скими идеями, но в результате Фран­ция была залита кровью, а остальная Европа ввергнута в пучину многолетних наполеоновских войн.роман­тизм

В качестве образца для подражания искусство классицизма принимает ан­тичность, но уже не греческую, а рим­скую, более холодную и рациональную. Сюжеты и герои картин и литературных произведений заимствуются из римской мифологии и истории, архитекторы на­чинают подражать римским постройкам. Утверждается идеология Просвещения, для которой важнейшим принципом бы­ло преобладание разума над чувствами.

КлассицизмЕще в 16—17 веках вместе с барокко в ев­ропейском искусстве появляются элементы классицизма. Это направление существовало до начала 19 века, оказывая влияние практи­чески на все виды искусства. Главной чертой искусства классицизма является упорядо­ченность, соразмерность частей, ясность за­мысла, стремление к уравновешенности и симметрии. Классицизм вернул архитектуре строгие, геометрически правильные формы. В это время в Европе возводятся большие дворцовые ансамбли, окруженные садами и парками. Величественные здания выража­ют идею абсолютной власти и могущества монархов, для которых они строились.

В это время в искусстве возни­кает стремление отстраниться от жестокой и кровавой действитель­ности, уйти в искусственный, более совершенный мир. Реальная жизнь представлялась художникам-роман­тикам неодухотворенной, и они пы­тались противопоставить ей «по­этическую реальность», мир грез и мечтаний. В архитектуре романти­ческие настроения привели к попыт­кам возрождения различных стилей прошлого. Возникли необарокко, неоготика, неоренессанс — под­ражания постройкам прошлого, в которых использовались бо­лее современные материалы и конструкции. Даже архи­тектурный классицизм возродился во Франции в новом обличье — этот стиль полу­чил название ампир («ампир» в переводе с француз­ского означает «империя»).

Ампир, продолжая тра­диции классицизма, также ориентировался на искусст­во античного мира: доходи­ло до того, что мастера бук­вально копировали мебель и посуду, найденные при раскопках. В оформлении помещений часто исполь­зовались обои с пейзажа­ми-панорамами, украша­лись пейзажами и предметы обихода — ширмы, шка­тулки, табакерки. Обилие больших зеркал создавало в помещениях иллюзию ог­ромного, причудливо деко­рированного пространства. Мебель стала массивной, высоко ценились красное дерево и бронза.Ампир
С середины 19 века начали стремительно расти и развиваться города, менялся облик европейских столиц. Появлялись все новые сооружения, в которых воплощались технические достижения западной ци­вилизации. Начиная со второй половины столетия возникают совершенно новые типы зданий. Это про­исходит благодаря стремительному разви­тию строительной техники. Изобре­тение железобетона, конструкций из стали, прочного стекла, но­вых инженерных решений сделало возможным то, что еще несколько деся­тилетий назад казалось фантастикой.

В 1851 году английский архитектор Джозеф Пэкстон возвел в лондонском Гайд-парке первое в ис­тории сооружение из стекла и стали, получившее название Хрустальный дворец. Здание, богато укра­шенное скульптурой, использовалось как выставоч­ный центр и оранжерея. Благодаря тому что секции стального каркаса, покрытые стеклом, изготавлива­лись заводским способом, на строительство ушло всего четыре месяца. Пэкстон доказал, что надеж­ный каркас позволяет использовать вмес­то массивных и дорогостоящих стен лег­кие, не служащие опорой. Его открытие широко используется в наше время во всех областях архи­тектуры и строительства.

Следующим смелым экспериментом по примене­нию металлических конструкций стало строительство в 1889 году в Париже Эйфелевой башни. Выдающийся французский архитектор Гюстав Эйфель предложил проект: воздвигнуть к открытию Всемирной выстав­ки в центре Парижа стальную башню без декоратив­ного покрытия высотой около 300 метров. Несмотря на множество протестов, башня была построена и со временем стала символом столицы Франции.

Значение этого замечательного сооружения для развития архитектуры заключается как раз в том, что современники сочли безобразием, — в отсут­ствии какого бы то ни было декоративного покры­тия. Чистые линии стальной конструкции символизи­ровали наступление нового индустриального века.
В европейской архитектуре кон­ца 19 века начал утверждаться эк­лектизм — стиль, объединяющий элементы различных стилей в одной постройке. Однако в конце столетия эклектизм сменился новым направ­лением, получившим название мо­дерн. Его своеобразие заключалось в том, что архитекторы переста­ли опираться на античные образцы и начали уделять больше внимания декоративному оформлению зданий. Это привело к появлению совершен­но необычных сооружений.эк­лектизм

В оформлении помещений худож­ники, работавшие в стиле модерн, причудливо сочетали различные ху­дожественные стили и исторические эпохи. Богатые особняки этого вре­мени украшены прихотливо изогну­тыми лестницами, колоннами в виде стволов деревьев, а витражи, моза­ики и лепные украшения вызыва­ют в памяти тропические растения, экзотических животных, морские волны. Даже оконные проемы при­нимают самые причудливые фор­мы. Стиль модерн стал завершени­ем художественных поисков 19 века в области зодчества и одновремен­но заложил основу архитектуры но­вого столетия.




Рекомендуем к прочтению



Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля