ГлавнаяЧеловек с планеты ЗемляТеория ДарвинаЧеловек разумныйЭтнос и нация → Рабы духов

Рабы духов

12 Июль 2013

На Карибских островах распространён культ вуду – сложное мистическое видение мира, где в единый клубок сплелись человек, природа и сверхъестественное. Духовный мир каждого вудуиста принадлежит как бы ему одному, без посредников. То, что в других религиях называют одержимостью, в вуду – практическая цель, достигаемая с помощью различных ритуалов. На Ямайке говорят: «Католик идёт в церковь, чтобы разговаривать о Боге, а вудуист танцует во дворе храма, чтобы стать богом».

Гаитянское вуду особое. Как уже отмечалось, в культе гаитящев переплелись христианство, ритуалы местных карибских индейцев и, конечно же, духи чёрных рабов.

Считается, что слово «вуду» происходит от «водун» – «дух», «божество». Вудуизм – это представление о мире как о круговороте превращений, в который вовлечены природа, люди и вещи. Божественная энергия отождествляет всё на свете, но она же, обращенная в дурную сторону, может принести болезни, разрушения и смерть. Белый человек боится вуду – ему тяжело быть частью природы. Вполне вероятно, что в этой религии представители белой расы вряд ли когда-либо толком разберутся. Как говорится, не та ментальность.

Исторические корпи культа вуду находятся в Африке, точнее, в средневековом королевстве Бенин. Тогда из этой страны рабов везли тысячами. Вместе с ними пересекли Атлантику и духи вуду. И объявились на Гаити, где страдали и выживали вместе с африканцами. Плантаторы насильно крестили рабов, религию предков запрещалось исповедовать под страхом смерти. Но рабы в глубокой тайне продолжали совершать свои ритуалы.

Как ни старалась католическая церковь выдавить из сознания островитян ненавистный культ – долой куриную кровь, восковые куколки и алтари с черепами! – ничего не получилось. Наоборот, религия рабов проявила удивительную способность к адаптации. Более того, она впитала в себя многие христианские обычаи и традиции, католических святых и праздники. Так вудуизм практически слился с враждебным ему христианством, привнеся в церковные обряды элементы африканской ритуальной магии.

На чёрном континенте вудуистские жрецы стоят в одном ряду с бурун-дийскими колдунами мурунди, ньянгами Зимбабве или сангомамами ЮАР. В настоящее время приверженцы вуду расселились по всей Америке – их столицей, и не без оснований, считается Гаити, много вудуистов оттуда переселилось на Кубу, в Бразилию и даже США – в Майами, Нью-Йорк и Новый Орлеан, где вуду, кровь, любовная истома и смерть одно время смешивались на каждом шагу.

Цвет одежды участников культа вуду олицетворяет определённых духов. Общение с потусторонними силами возможно лишь в состоянии транса, достичь которого обычно помогают галлюциногенные напитки, ритмичная музыка и алкоголь.

Гаитянское вуду особое. Как уже отмечалось, в культе гаитянцев переплелись христианство, ритуалы местных ка-рибских индейцев и, конечно же, духи чёрных рабов. В его основе два культа – Рада и Петро. В первом больше всего проявляются традиции африканского вуду, пантеон богов и духов исторической родины. А вот второй возник уже на острове – его духи воинственны и беспощадны, в их арсенале множество магических трюков. Боги, оказывается, обитают на перекрестках, и, чтобы вызвать их, нужно провести специальный обряд «открывания перекрестков».

Дальше нужно обратиться к конкретному духу. Каждой потребности соответствовал свой бог. Ведь вуду – это верование в одного высшего, но одновременно и во многих местных богов – лоа. Не только у каждой ямайской деревни, но почти у каждой семьи свой лоа. Духовная сила всех богов живёт в змее. Само слово, скорее всего, происходит от креольского vaudou – искажённой формы vodu из африканского языка эве. Означает оно «бог» или «дух». Культ возник в Дагомее – современном Бонине и был перенесён в Вест-Индию и на американский континент рабами из народности эве.

Постепенно вуду стало религией чуть ли не всех рабов на Гаити, Ямайке и островах Доминиканы и, несмотря на насаждение католицизма, превратилось в мощную силу. Поначалу религиозные верования чернокожих забавляли белых рабовладельцев, но вскоре рабам запретили совершение каких-либо обрядов. Провинившимся безжалостно отрезали языки, оскопляли и даже хоронили заживо. Ради спасения бывших жителей Африки от их «звериной сущности», которой они якобы были наделены, плантаторы крестили их по католическому обряду. Более того, с начала XIX в. миссионеры, которым не удалось искоренить культ, начали синтезировать католические ритуалы с обрядами негритянской религии.

До сих пор о вуду известно не так уж и много. Культ этот настолько оброс мифами и легендами, что порой не представляется возможным отделить, как говорится, зёрна от плевел. Иногда мы слышим сказки о колдуне – «хозяине», который может украсть живую душу, чтобы оживить другое тело. Мол, как только тело освобождается от души, его можно сдать на «запчасти», поскольку это всего лишь каркас. Оживлённый человек – зомби – служит своему хозяину. Эти рассказы существуют уже почти два столетия. Что это, местные суеверия? Как бы там ни было, но на Карибских островах до сих пор соблюдают обычай протыкать тело только что умершего и даже обезглавливать его, чтобы «хозяин» не смог сделать его своим зомби.




Рекомендуем к прочтению



Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля