ГлавнаяЧеловек с планеты ЗемляТеория ДарвинаЧеловек разумныйИскусство → Скульптура

Скульптура

12 Янв 2011
Гермес

Гермес

Скульптура — иначе ее называют ваянием или пластикой — вид изобразительного искусства, который воспроизводит мир в объемных пластических образах. Как правило, объектом изображения в скульптуре становится человек, реже — живот­ные или пейзажи. Главное достоинство скульптуры — возмож­ность видеть фигуры в пространстве, в движении, с точной пе­редачей особенностей строения тела и формы предметов.

Различают две основные разновидности скульптуры — круг­лая скульптура, которая свободно размещается в пространс­тве, и рельеф, где изображение располагается на плоскости, образующей фон. Произведения круглой скульптуры — это статуи, скульптурные группы, статуэтки (фигуры, значительно меньше их натуральной величины), бюсты. Рельефы бывают различных видов — в зависимости от назначения и размеще­ния в архитектурной композиции. Низкие рельефы называют­ся барельефами, более высокие — горельефами, бывают так­же и углубленные в поверхность рельефы. Именно рельефу доступно скульптурное изображение пейзажа.

Скульптура также подразделяется на мо­нументально-декоративную, станковую и скульптуру малых форм, которая близ­ка к декоративно-прикладному искусст­ву. Произведения монументально-декора­тивной скульптуры обращены к большому количеству зрителей, их устанавливают на улицах и площадях городов, в парках, на фасадах зданий. К этому виду скульптуры относят памятники, монументы, мемо­риальные комплексы. Станковую скульпту­ру устанавливают в залах выставок, музеев, в интерьере, где ее можно рассматривать вблизи во всех деталях. Такие произведе­ния передают тонкие движения человечес­кой души, особенности психологии и глу­бокие чувства.

Создание бронзовой скульптуры

Скульптуру из металла (чаще всего из бронзы — сплава меди и олова) отливают при помощи специально изготовленной формы. Вначале из глины скульптор создает модель статуи. Затем изготав­ливают ее точную копию из воска, покрывают толстым слоем гипса. В от­верстие вверху вливают расплавленную бронзу, остывая, она превращается в скульптуру. После этого скульптор удаляет лишний металл и иногда полирует свое произведение.

Во времена античности, когда красота стала высшим мерилом ценности произведения художника, скульптура достигла не-обыкновенного расцвета. В 5—4 веках до нашей эры в Афинах работали великие скульпторы Фидий, Мирон и Поликлет. Чаще всего эти мастера изображали богов и героев древне¬греческих мифов. К счастью, значительная часть их работ дошла до нас в римских копиях. Фидий, самый выдающийся из скульпторов того времени, руководил созданием скульптурно¬го убранства Парфенона — храма в Афинах, посвященного богине-покровительнице этого греческого города. Он изваял также грандиозные статуи Афины-Воительницы, Зевса Олимпийского и Афины-Девы.

В творениях скульптора Мирона воспевались сила и красота человека, а в работах Праксителя, жившего в 4 веке до нашей эры, проявлялся все более глубокий интерес к внутреннему миру и духовным переживаниям его героев.

В эпоху средневековья скульптура приобрела совершенно иное значение. Ее создатели стремились воплотить в своих произведениях не идеал красоты, а высокие чувства — страдание, веру, самоотверженную любовь к Богу. Пространства готических храмов были плотно «заселены» скульптурными изображениями: величественными, скорбными, а порой — гротескными.
В работах Микеланджело Буонарротти (1475— 1564) слились воедино страсть, непреодолимая сила и насыщенность образов — все то, что было свойственно художникам эпохи Возрождения. В 1504 году он завершил работу над знаменитой статуей «Давид», которая стала пластическим гимном человеку, его духовной мощи, мужеству и красоте.




Рекомендуем к прочтению



Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля