ГлавнаяЧеловек с планеты ЗемляТеория ДарвинаЧеловек разумныйЭтнос и нация → Собиратели черепов

Собиратели черепов

1 Июнь 2013

Нагаленд – самый маленький индийский штат. Располагается он у хребта Пактай на высоте более полутора тысяч метров. Прямо рядом с Мьянмой. Но проблема границ мало интересует нага – воинов-тигров, заслуживших зловещую славу охотников за черепами. Кроме них в этом районе проживает ещё дюжина племён и много мелких народностей, ведущих свою родословную от монгольских народов и племён, населявших горы Нагаленда ещё в X в. до н. э. В настоящее время население Нагаленда составляет примерно 2 млн человек. Основа экономики – сельское хозяйство, лесозаготовка и прочие виды деятельности, с ней связанные. А лесов здесь хватает – они покрывают большую часть территории штата.

Коренные жители штата называют себя «нага». Этимология слова не очень понятна исследователям. Одни ссылаются на древний санскрит, где оно означало змею или демона с головой человека и хвостом змеи. Другие цитируют «Географию» Клавдия Птолемея, где встречается упоминание о неких «нанга лога» – обнажённых людях, которые жили как раз на территории нынешнего Нагаленда. Кто-то полагает, что под словом «нага» подразумевается просто «житель гор». Есть ещё в одном из местных диалектов слово «нок» или «нока», которое переводится как «юноша» или «воин».

Воинственный дух жители Нагаленда унаследовали от своих предков, участвовавших чуть ли не во всех приграничных конфликтах. Столица Нагаленда – Кохима. Там во время Второй мировой войны британские и индийские вооружённые силы остановили вторжение японцев. Нагаленд был единственной территорией в Индии, которую заняли японские войска. В апреле 1944 г. под Кохимой состоялось решающее сражение между англо-индийской и японской армиями. Японцы потерпели поражение и вскоре капитулировали. Кстати, нага воевали по обе стороны фронта. Англичане сформировали из них особые отряды, уничтожавшие коммуникации японцев. На стороне Японии воевала так называемая Индийская национальная армия, задачей которой являлось освобождение Индии от англичан. Но, как говорится, не срослось…

Нагаленд иногда называют Швейцарией Востока, настолько здесь живописны ландшафты, красочны восходы и закаты А в труднопроходимых субтропических дождевых лесах находят прибежище многие дикие животные.

Согласно местной легенде, нага прибыли в Бенгальский залив на больших лодках с островов Борнео (Калимантан) и Суматра. Затем они добрались до северо-восточных нагорий, где и поселились. Непременный атрибут нага – ожерелье из обточенных морских раковин. Эти украшения носят и мужчины, и женщины.

В Нагапенде развито народное искусство, традиции которого передаются из поколения в поколение. Народные песни и танцы прославляют мужество воинов и героев прошлого.

Участие в военных действиях неплохо сказалось на боевой выучке воинов Нагаленда. Они научились превосходно обращаться с автоматическим оружием, а лук, стрелы, копья, кривые кинжалы и топорики оставили в качестве ритуальных украшений.

В 1956 г. штат провозгласил себя федеральной республикой. Но не вышло – индийская армия несколько остудила пыл воинственного народа. Пострадали и наркоторговцы, проложившие пути доставки зелья через Бирму (ныне Мьянма) в Индию. Путешествовать по Нагаленду не безопасно и теперь, да и не попадёшь туда просто так – потребуется разрешение от индийских властей.

Коньяки – одно из последних племён нага, которые не приемлют смешивание с другими национальностями и свято чтят законы предков. Связь с внешним миром для них не имеет ровным счётом никакого значения. Женщины коньяков заняты работой либо домашним хозяйством. А мужчины – охотой или разговорами о войне, о победах в прошлом и возможных конфликтах в будущем.

Совсем недавно народы нага считались дикими племенами охотников за черепами. Действительно, практика высушивания голов поверженных врагов была распространена среди некоторых племён, например всё тех же коньяков. Но, как бы дико это сегодня ни звучало, столь варварский обычай отражал философию и мировоззрения нага. Испокон веков коньяки верили в то, что источником жизненных сил человека является его голова. Поэтому её необходимо тщательно оберегать. Добытая в бою голова врага приумножает жизненную силу не только победителя, но и всех членов его племени.

Времена меняются. Теперь нага отчасти интегрированы в современное индийское общество. Обычай добывать головы врагов постепенно забывается – последний подобный трофей был отмечен в 1958 г. Однако черепа обнаруживаются повсюду на землях воинов-коньяков. У многих отсутствует нижняя челюсть. Коньяки считают, что без неё удобнее носить трофей и устанавливать его на полке. В настоящее время «голова врага» стала… ремесленной поделкой. Да и символы престижа у нага уже совсем не те, что прежде. Если когда-то охотник гордился страшным трофеем, то сейчас предметом гордости любого нага стал мощный джип – самое надёжное средство передвижения по крутым дорогам Нагаленда.

И сегодня воины нага – храбрые, гордые и независимые люди, как и их далёкие предки, которые так и не признали иерархическую кастовую систему, принятую в Индии, их никогда никто не завоёвывал. В Средние века Нагаленд не удалось покорить даже могущественным правителям соседнего Ахомского государства. Да и англичане-колонизаторы осуществляли лишь номинальный контроль над территорией нага. Они не вводили в Нагаленде свои законы, не облагали коренных жителей налогами и другими повинностями. Английские власти оградили горы нага от Ассама и остальной Индии «Правилами внутренней линии». Для нага это было весьма удобно – на подконтрольных им землях не орудовали ловкие проходимцы, торговцы, ростовщики и прочие дельцы, нещадно грабившие соседние территории.

Правда, были всё-таки попытки «приручить» воинственных коньяков – их даже как-то хотели переселить и заставить работать на чайных плантациях. Но не тут-то было! Коньяки собрали свой нехитрый скарб, вооружение, трофейные черепа – и ушли в горы, где затаились на годы. В конце концов земли нага объявили территорией вне английской юрисдикции. Что же касается вероисповедания современных нага, то можно отметить: что не удалось католическим миссионерам, оказалось вполне под силу священникам-баптистам, которые нашли-таки общий язык с воинственными племенами. Теперь во многих домах нага на домашнем алтаре с черепами и костями мирно соседствуют местные тотемные идолы, статуэтка Девы Марии и баптистские распятия.

Аля мужчины-коньяка череп – символ смерти и непреходящей воинственности. Тяга к войне как высшей ценности сохраняется у этих людей и поныне.

По одежде и украшениям жителя Нагаленда можно определить, к какому племени относится человек.




Рекомендуем к прочтению



Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля