ГлавнаяОкеаны и континентыАфрика → Александрия: «жемчужина Египта»

Александрия: «жемчужина Египта»

25 Окт 2011

АлександрияПосле потери политической и культурной независимости столица Египта перемещается в Александрию, по праву называемую современниками «жемчужиной Средиземноморья». Подобно Афинам античной Греции, Александрия стала средоточием интеллектуальной жизни Римской империи. Свое значение Александрия стала приобретать еще при основателе династии Птолемеев — Птолемее I (322-283 гг. до н. э.). По совету своих ближайших сподвижников Деметрия Фалерского и египетского жреца Манефона из Себанита Птолемей I основал Александрийский музей, «храм Муз», и Библиотеку, в которой бережно хранились и изучались бесценные рукописи мыслителей и философов древности. Музей и Библиотека были школой мудрости, сравнимой по силе духовнонравственного воздействия на умы современников, пожалуй, лишь с Академией Платона. В многочисленных залах, колоннадах и садах Музея читали лекции, работали знаменитые ученые и философы со всех концов мира. В состав Библиотеки входили архивы древнейших египетских храмов, рукописи Платона и Аристотеля, специально переведенное на греческий язык Пятикнижие, официальные афинские копии произведений греческих драматургов. При Птолемеях в Библиотеке хранилось около 1,5 миллионов свитков папирусов. И хотя, по одной из легенд, после взятия Цезарем Александрии Библиотека частично сгорела в огне свирепствовавшего в городе пожара, позднее она была восстановлена и просуществовала до III-IV веков н. э.

Александрия: «жемчужина Египта»Александрия: «жемчужина Египта» Дальнейшая судьба Библиотеки достоверно неизвестна, возможно, она погибла в результате природного катаклизма, разрушившего Александрию в конце Ш века н. э. или же сохранилась до арабского завоевания Египта, после которого следы ее окончательно теряются. Александрия являлась настоящей космополитической столицей, городом, где пересеклись пути различных представителей религиозно-философских течений Востока и Запада. Приверженцы культов фригийского бога Аттиса и Великой богини матери Кибелы, финикийско-сирийского Адониса, различных орфических и пифагорейских сект исповедовали учение об умирающем и возрождающемся божестве. В основе многих эллинистических религий лежало представление о богах-спасителях. Следует подчеркнуть и немалое значение различных течений иудаизма, в частности секты ессеев, возникшей в I веке до н. э. Члены секты верили в Мессию, в Учителя праведности, проповедовавшего эзотерическое учение для посвященных, пострадавшего и принявшего смерть около 65 года до н. э. В Кумране был найден главный монастырь ессеев и библиотека монастыря — знаменитые «Рукописи мертвого моря». Многие исследователи считают ессеанство предтечей христианства и утверждают вслед за Э. Ренаном, что «христианство — это удавшийся вариант ессе-анства». Религиозные вопросы занимали умы практически всех философов того времени. Кризис индивидуального самосознания, поиск своего «Я» в неумолимо меняющемся мире определяет духовно-нравственные искания представителей различных философских школ. Как полагает Э. Ренан, «философия более и более принимала характер религии: у нее были свои проповедники, миссионеры, духовники, казуисты. Сильные мира содержали при своей особе домашнего философа, который был в то же время их ближайшим другом, наставником, стражем их души».

В больших печалях приглашали философа, как позднее священника, дабы получить утешение и уменьшить страдания. Зачастую философы исполняли роль духовников при императорах. Публика же в цирках, театрах, собраниях тешилась слушанием лекций преподавателей различных школ философии, участием в философских диспутах. Эпикурейцы проповедовали внутреннюю независимость, уход в частную жизнь, гуманность и терпимое отношение к окружающим. Невозможность достоверного объяснения явлений окружающей действительности, антиномии человеческого существования в полном тревог внешнем мире приводят скептиков к отрицанию достоверности всякого познания. Большим влиянием пользовалась философия стоиков, призывавших к обретению человеком самого себя в одиночестве внутренней жизни. Основа счастья — добродетель, которая создает «свободного», «совершенного», «блаженного» мудреца. Помочь обрести смысл существования были призваны религиозные и мистические переживания. Стоики учили пантеистической вере в единого бога, в бессмертие души и призывали к аскетизму и борьбе с чувственностью. Показательно, что идее божественного Провидения и непосредственного откровения из уст «глашатаев воли божьей» отводится все большее место во всех философских системах: у стоиков, неопифагорейцев, а позднее (со II века н. э.) и у неоплатоников. Повсеместным признанием пользуются различные бродячие проповедники, пророки, чудотворцы, астрологи.
Рассказы очевидцев, тех кто видел нло и другие странные вещи



Источник изображения: lyng883


Рекомендуем к прочтению



Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля