ГлавнаяЧеловек с планеты ЗемляТеория ДарвинаЧеловек разумныйРелигия → Богоизбранность арабского народа в исламе

Богоизбранность арабского народа в исламе

13 Окт 2011

АрабКак известно, исламское вероучение объявляет арабский народ избранным аллахом, занимающим особое место среди других народов. И соответственно — арабский язык провозглашается языком аллаха, «самым лучшим» языком на земле, знание которого обязательно для всех истинных мусульман. На протяжении веков мусульманское духовенство ревностно следило за тем, чтобы арабский язык был не только единственным языком богослужений и школьного обучения, но и языком литературы и деловой переписки. Оно усиленно препятствовало введению преподавания на языке местных народностей в учеб-ных заведениях Средней Азии, Кавказа и Поволжья. Трудящиеся же Средней Азии, Поволжья, Кавказа, исповедовавшие ислам, в массе своей не знали арабского языка. Такое положение вещей приводило к тому, что, создавая определенные условия для развития литературно-художественного и научного творчества в районах традиционного распространения ислама в нашей стране, арабский язык вместе с тем ограничивал возможности распространения добытых учеными знаний среди трудящихся, снижал и без того мизерные возможности приобщения широких масс к произведениям литературно-художественного творчества.

Развитие капиталистических отношений, как уже говорилось, создавало условия для консолидации наций на мусульманском Востоке и одновременно требовало определенных изменений в религиозной идеологии и культе. В новых условиях в реформе нуждались прежде всего проповедническая деятельность и система образования. Мусульманские религиозные центры, улемы решительно выступили против предполагаемых нововведений: преподавания на родном языке в мусульманских учебных заведениях и проповеди на языке местного населения. Такая реакция была не случайна: в становлении национальных языков народов Востока мусульманское духовенство видело угрозу своему монопольному праву на чтение и толкование Корана, важнейших положений исламской религии.

Подобными же соображениями была продиктована позиция мусульманских религиозных организаций и в вопросе о развитии письменности восточных народов нашей страны. Хотя письменность у ряда народов уже создавалась, арабская графика, положенная в ее основу, «была одним из серьезнейших препятствий на пути распространения грамотности среди трудящихся Узбекистана»,— свидетельствует академик Академии наук Узбекской ССР Т. Н. Кары-Ниязов. Передовые представители народов Средней Азии, Закавказья, Поволжья для ускоренного развития письменности и распространения грамотности требовали реформы арабского алфавита. Однако духовенство объявило сторонников реформы «неверными». Выдающийся азербайджанский просветитель Мирза Фатали Ахундов был назван, например, еретиком.

 



Источник изображения: colcerex


Рекомендуем к прочтению



Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля