ГлавнаяОкеаны и континентыАфрика → Египет: От сфинкса до Александра Македонского

Египет: От сфинкса до Александра Македонского

11 Ноя 2011

Египет… При упоминании о нем у многих из нас начинает учащенно биться сердце. Словно сотканный из мельчайших песчинок, в сознании рождается знакомый с детства неповторимый образ страны-сказки. Страны, где зыбка грань между мифическим и реальным, где легенда становится историей, а исторические события, в свою очередь, представляются настолько невероятными, что постепенно обрастают досужими домыслами и фантазиями. Иногда создается впечатление, что в этом месте замедляется неумолимый бег времени, невластный над творениями рук человеческих, которым предназначенно «стоять вечно вековечно» — р джет нехех, как говорили сами древние египтяне. В то же время Египет, подобно мифической птице Феникс, не знает смерти, увядания. Словно возрождаясь из пепла, одна культура сменяет другую, и то, что еще недавно казалось закатом, упадком, становится рассветом, началом нового, еще неведомого, но странным образом знакомого и близкого…

Египет: От сфинкса до Александра МакедонскогоЕгипет: От сфинкса до Александра Македонского Пожалуй, некая цикличность лежит в основе самой египетской истории. За величием и могуществом эпохи Древнего царства, во время которого Египет достигает одной из вершин своего развития, воздвигаются знаменитые пирамиды в Гизе и Сак-кара, сооружается Большой Сфинкс, совершаются морские экспедиции в страну Пунт (возможно, современное Сомали) и на Синай, следует продолжительный период упадка. Немощные царьки сменяют друг друга на троне, гробницы разрушены, храмы запущены, а неведомые пастухи-кочевники совершают опустошительные набеги. Однако вновь Египет объединяется под властью молодой фиванской династии, захватившие власть иноземцы повержены, дворцы и храмы восстановлены, и на долгое время мир и процветание приходят на землю египетскую. Вслед за Средним царством и непродолжительным периодом правления иноземцев-гиксосов наступает эпоха Нового царства. Древнеегипетская цивилизация находится в зените своего развития. Вызывающие и по сей день удивление, возведенные египетскими строителями и архитекторами монументы, храмы Луксора и Карнака, потрясающие по красоте росписи гробниц, среди которых жемчужина — гробница Нефертари, возлюбленной жены фараона Рамсеса Второго, наконец, всемирно известная гробница Тутанхамона — вот только некоторые из многих, многих тысяч «чудес света», созданных в эпоху Нового царства. Наверное, нет на земле человека, который не узнал бы гордый профиль царицы Нефертити, ставший одним из символов египетского искусства.

Но ничто не вечно — и вот опять государство раздроблено, вера предков в забвении, а ливийские, эфиопские, кушитские, персидские правители один за другим коронуются на священном престоле Верхнего и Нижнего Египта. Стоит, однако, отметить тот факт, что они не отвергали египетскую религию и культуру, а напротив, стремились возродить традиционный уклад жизни страны фараонов, невольно внося в него новые штрихи. Между тем судьба древнеегипетского государства уже была предрешена, когда Александр Македонский, «раздвинув родины пределы, пройдя победно целый свет», завоевал Египет и положил начало новому мировому устройству. Греческая, эллинская культура распространилась далеко на Восток, вдохнув новую жизнь в империи старого мира, такие как Персия, Индия, Египет. Новообразованные государства, возникшие на месте бывшей империи Александра, вобрали в себя элементы как восточных, так и западных культурных традиций, соединив греческую философию, основанную на логике Платона и Аристотеля, с мистическими религиозными культами Востока. В эллинистическом Египте складывается уникальная социокультурная ситуация, когда местные элементы, соприкоснувшись с относительно молодыми и жизнеспособными греческими, породили удивительный культурный всплеск, симбиоз, проявившийся в литературе, искусстве, религии, философии и материальной культуре. Однако стать политически независимым Египту было уже не суждено, и в 31 году н. э. после морского сражения при Акциуме, когда флот Антония и Клеопатры потерпел сокрушительное поражение от римлян, Октавиан (будущий всемогущий император Август) присоединил египетские земли к владениям Римской империи. Несмотря на потерю независимости, Египет продолжал оставаться крупнейшим культурным центром. Его столица Александрия, второй по величине после Рима город античного мира, была скорее эллинской, чем египетской.

Египет: От сфинкса до Александра Македонского Правящая элита говорила на греческом языке, египетская письменность стала забываться, и уже в IV веке н. э. Гораполлон, составивший подробное описание значений иероглифов, считал их рисунчатым письмом, смысл которого зачастую был для него неясным. Иероглифы, которыми выписывали торжественные гимны и царские указы, дидактические поучения и нежные лирические стихотворения, казалось, умолкли навсегда. Однако сама древнеегипетская культурная традиция не исчезла бесследно, а наряду с другими религиозно-философскими течениями стояла у истоков появившегося в I веке н. э. христианства, которое открыло не только новую главу в истории Египта, но и во всей мировой истории. На рубеже I-II веков н. э. — мы можем с полным правом говорить об этом — начинает формироваться новая культура, впитавшая в себя древнеегипетские, эллинистические, римские и иудейские традиции. Именно ей будет посвящена эта книга, в которой мы постараемся раскрыть перед вами мало известный мир христианского Египта. Мир, отдаленный от нас временными и пространственными границами, но в то же время необыкновенно близкий и родственный. Общность судеб египетского и русского православия, переживших времена забвения и гонений, но несмотря ни на что выстоявших, не утративших свою самобытность и многовековые культурные ценности, замысловатым образом сближает Россию и Египет, делает понятными и заставляет сопереживать событиям, на первый взгляд, чужой для нас истории. Так кто же они такие — египетские христиане, или, как они сами себя называют с гордостью, копты? Читатель, наверное, уже неоднократно сталкивался с подобным наименованием египетских христиан. Происхождение термина копт восходит к слову кубт (qubt), которое является арабской транскрипцией греческого слова aiguptios, «египтянин». Мусульманские завоеватели, вторгшиеся в Египет в 641 году н. э., стали называть местное население переиначенным на арабский лад греческим именем ((ai)gupt(ios)). Большая часть египтян являлась в то время христианами, поэтому арабы и использовали это слово по отношению ко всему населению в целом.



Источник изображения: http://biographera.net


Рекомендуем к прочтению



Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля