ГлавнаяЧеловек с планеты ЗемляТеория ДарвинаЧеловек разумныйРелигия → Греческая философия, конфуцианство и даосизм

Греческая философия, конфуцианство и даосизм

12 Янв 2011

Конфуцианство До появления Сократа (469-399 до н. э.) так называемые философы-досократики греческого мира (который включал в себя Малую Азию, Сицилию и Южную Италию) ограничивались умозрительными размышлениями о природе и космологии. К наиболее значительным философам-досократикам относятся: Зенон из Элей (род. 490 г. до н. э.), чьи «парадоксы» охватывали понятия множественности и движения. Демокрит (ок. 460-370 до н. э.), чья атомическая система предполагала существование бесчисленного числа случайных комбинаций атомов. Пифагор (VI в. до н. э.), размышлявший о переселении душ и отношениях между числами.

Благодаря Сократу, чьи доктрины воспроизвел его ученик Платон, философские интересы переключились на этику и концептуальный анализ. Обвиненный в расшатывании устоев государства, Сократ был казнен в 399 г. до н. э, но Платон, основавший в 387 г. до н. э. Академию в Афинах, продолжал развивать вопросы, поднятые Сократом. В действительности вклад Платона был настолько велик, что современный философ А. Н. Уайтхсд охарактеризовал всю последующую историю западной философии как «примечания к Платону». Его доктрина включает теорию, что познание есть воспоминание, и в первую очередь теорию форм (или «идей»), которая противопоставляет преходящему материальному миру вневременной, неизменный мир универсалий, или форм.

Аристотель (348-322 до н. э.), ученик, а за- ! тем учитель в платоновской Академии, исследовал широкий круг философских и научных вопросов. Его труды оказали огромное влияние на средневековую европейскую и мусульманскую философию и, конечно же, на западную интеллектуальную и научную традицию в целом. К его наиболее популярным на сегодняшний день работам относятся «Метафизика», «Политика», «Поэтика» и «Никомахова этика».

Конфуцианство

Конфуцианство – не столько религия, сколько учение о нравственности, основанное в VI в. до н. э. Конфуцием (латинизированное Кун Фу-Цзы, «учитель Кун»). Оно вводит понятие ли (благопристойность и порядок) как идеальное состояние разума и образа жизни, в котором люди должны знать свое место и уважать других. Ли также охватывает понятие сяо (сыновняя почтительность). Жэнь (должное человеколюбие) представляет идею, согласно которой большее добро может быть сделано без ущерба для достоинства. Тянь (небо) рассматривается Конфуцием скорее как обитель провидения, чем высшего существа. Его идеи общественных реформ были популярны среди народа и до сих пор продолжают оказывать воздействие на современные умы.

Конфуций считается составителем Пяти канонов, собрания фундаментальных текстов китайской культуры. Среди них – важный комментарий к Книге перемен».

Даосизм

В то время как конфуцианство предлагает ежедневный свод правил поведения, даосизм имеет дело с более высоким уровнем существования. Он основывается на сочинениях китайского философа Лао-Цзы, современника Конфуция (V в.). Иначе называемый Путь, даосизм считает, что, соблюдая равновесие между инь и ян, энергия которых является основой жизни, человек может жить в гармонии с природой, как вода, которая течет без видимых усилий и в то же время обладает огромной силой. Цель последователей даосизма – находиться в гармонии с естественным порядком, любые попытки изменить этот порядок приводят к сопротивлению и дисгармонии. Истина отражается лишь в чистом и спокойном разуме. Дэ (добродетель или сила) всегда пребывает в дао (естественном законе). Суть учения дао содержится в книге Дао дэ цзин» («Путь и его сила»).




Рекомендуем к прочтению



Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля