ГлавнаяЧеловек с планеты ЗемляТеория ДарвинаЧеловек разумныйИскусство → Изобразительное искусство середины 20 века

Изобразительное искусство середины 20 века

12 Янв 2011
Поп-арт

Поп-арт

Искусство 20 века избрало иные подходы к жи­вописи, новую живописную технику и новые об­разы. Трагическая эпоха грандиозных изменений в жизни всего человечества требовала своего ос­мысления — а именно в этом и заключается зада­ча всякого настоящего искусства. Уже в 20-х годах искусство, в том числе и живопись, больше интере­совал внутренний мир человека, чем прямая изоб­разительность. Художники предпринимали попытки передать красками на холсте то, что невозмож­но увидеть или потрогать. И на этом пути их ждали подлинные открытия.

Вторая мировая война потрясла мир и в корне изменила отношение людей к человеческой жизни и человечеству в целом. Появление атомного оружия создало угрозу существованию не только цивилиза­ции, но и жизни на Земле. Возник вопрос — а воз­можно ли теперь искусство и в чем его смысл?

Изобразительное искусство дало свой ответ: чу­довищный антигуманизм массового истребления людей нашел отражение в живописи и скульптуре, отказавшихся от реальных образов,— в абстракци­онизме. Другие художники обращались к «неиспор­ченному искусству», считая таким творчество детей, душевнобольных и представителей племен, стоящих на примитивной ступени развития.

Одним из основных принципов современного искусства становится коллажность, то есть вклю­чение автором в свое произведение рисунков, кар­тин, росписей других художников, в литературе и музыке — цитирование фрагментов чужих произ­ведений, часто без указания их авторов.

Несмотря на триумфальное шествие абстрак­ционизма по Европе и Америке, многие художни­ки отнеслись к этому новшеству сдержанно. Так, Пабло Пикассо в своих поздних работах попросту копировал полотна знаменитых старых мастеров, внося в них собственные поправки. Этим Пикассо подчеркивал приверженность традициям европей­ского изобразительного искусства.

С завершением периода послевоенного восста­новления стало очевидным, что в Европе и США формируется «общество потребления» — общество, основанное на купле-продаже, в котором насажда­ются массовые духовные ценности. Этот процесс также стал темой для художественного творчества. Внимание западноевропейских и американских ху­дожников сосредоточивается на объектах современ­ного мира: автомобилях, небоскребах, изображени­ях звезд эстрады и кино, фотографиях и рисунках для обложек популярных журналов. Это направле­ние в искусстве получило название поп-арт.
Поп-арт

Развитие поп-арта, или искусства для масс, связано прежде всего с изобрази­тельным искусством и музыкой. Здесь поп-арт отказывается признавать какие-ли­бо каноны, реальный мир практически ис­чезает с полотен ху­дожников. А в конце 60-х годов появляются кинетическое искус­ство, ташизм, инфор-мализм — своего рода «ответвления» поп-арта.

Хрупкие создания

Альберто Джакометти (1901-1966)-швей­царский скульптор и живописец — создавал скульптурные компо­зиции, отличавшиеся пластичными, удли­ненными и хрупкими формами. Это создавало впечатление уязвимос­ти, незащищенности его творений.

Холст и дубинка

Джексон Поллок (1912—1956) первым среди американских живописцев стал применять совершенно необычную тех­нику: он расстилал на земле холст — как правило, огромного размера — и наносил на него краску, немилосердно колотя по холсту дубинкой, которую использовал вместо кисти. Иногда он просто ходил по холсту, держа в руках продырявленную банку с краской и поливая свое будущее творение. Манера Поллока получила название экшн-пейнтинг — живопись в действии.

Джеймс Розенквист (род. 1933), также американец, поначалу работал над созданием плака­тов. Этот опыт он использовал в своих живописных полотнах, где все образы расчленены и за­тем заново смонтированы, как в предвыборных видеоклипах.

Что там, за холстом?

В 60-е годы 20 века абстрактное искусство стало таким же общепризнанным, как и традиционное. Больше того — деление на живопись, скульптуру и архитектуру также начало постепенно исчезать. Рас­крашенные поролоновые творения Ива Клейна (1928—1962) и покрытые дырами полотна Лючо Фонтаны (1899—1968) — ни живопись, ни архитектура, ни скульптура. Эти художники стремились изменить само понятие «произведение искусства». Изрезанные бритвой полотна Л. Фонтаны и сегодня заставляют зрителя испытывать потрясение. Кромсая холсты, он пытался проникнуть в подлинную глубину, которая кроется за холстом, — то есть выйти за рамки двухмерного пространства картины.




Рекомендуем к прочтению



Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля