ГлавнаяЧеловек с планеты ЗемляТеория ДарвинаЧеловек разумныйРелигия → Коптское монашество

Коптское монашество

25 Сен 2011

Коптское монашествоДля христиан всего мира Египет является родиной монашества. Именно в пески египетской пустыни уходили первые отшельники в поисках духовного успокоения, желая спасти свою душу. Чтобы он был таким, что глаза его опускаются к земле, а душа постоянно пребывает на небе. Чтобы он удалялся от споров, и был послушен благу, и был трудящимся, работая своими руками, и помнил о своем конце, и радовался во всякое время в надежде.
Надлежит также ему, чтобы он непрестанно пребывал в молитве, и благодарил за все, и был терпеливым в муке, и был смиренным перед всеми, и берег свое сердце всей бережностью от всякой нечистой мысли, и ненавидел гордость, ту, которую Бог ненавидит, и был рассудительным во всем, и отвращал свои глаза от тела, и всегда жил в воздержании с твердостью, и питался, как нищий, и собирал себе сокровище на небе заповедью милосердия, и носил нищенскую одежду, и судил себя ежедневно за то, что сделал сегодня, и не вмешивался ни в какое дело жизни, и не поступал согласно жизни беспечных и распущенных, но, напротив, ревностно подражал жизни его святых отцов, и был с теми, которые проявляют добродетели, не завидовал ничему, сострадал тем, кто пал, и печалился о них весьма, чтобы не унижал тех, кто отвратился от греха, и не насмехался над ними. Надлежит же еще ему, чтобы он унижал себя самого и исповедовал свои грехи перед богом и людьми, поучал невежественных, ободрял малодушных, служил больным, омывал ноги святым, радел о странноприимстве и братолюбии, был в мире со своими людьми дома в вере и удалялся от еретиков и их слов.
Кто совершает это, тот — монах.’ Эти слова, взятые из знаменитого сочинения IV — первой половины V века «Изречения египетских отцов», как нельзя лучше отображают сущность того явления, которое на много веков вперед определило лицо христианства, стало его духовно-нравственным императивом, — монашества. «Сокровище монаха — не приобретать ничего материального. Затворись и копи себе (сокровище) на небесах, ибо непреходящ (там) покой вовеки»2, — говорится в другом изречении. Монастыри были хранителями духовной культуры коптского христианства, центрами сопротивления сперва византийскому влиянию, а потом и арабскому. И по сей день монастыри обладают огромным значением в жизни коптского Египта. Туда съезжаются паломники, в монастырях хранятся бесценные коптские рукописи и иконы, они являются духовными пастырями многомиллионного христианского населения Египта. Истоки монашества лежат в отшельничестве, ставшем для многих христиан первых веков единственным выходом и спасением от гонений враждебной римской администрации. Целью отшельников было нравственное совершенство, спасение души и стремление избегнуть мирских соблазнов. Смирение, послушание, умерщвление плоти, пост и воздержание, постоянная молитва — вот нравственные идеалы первых христианских подвижников. Слова следующей притчи служат прекрасной иллюстрацией духовного облика отцов-пустынников. Говорили об одном из старцев, что он провел 50 лет и не ел хлеба, не пил воды поспешно. Он говорил, что умертвил в себе блуд, сребролюбие и тщеславие. Пришел к нему апа (отец) Авраам и сказал ему: «Ты сказал это слово?» Он сказал: «Да». Сказал апа Авраам ему: «Если ты войдешь в твою келью и найдешь женщину на твоей циновке, сможешь ли ты не считать, что это женщина?» Он сказал: «Нет, но я буду бороться со своим помыслом, чтобы не коснуться ее».

Сказал апа Авраам ему: «Итак, ты не умертвил страсть, но она еще жива, (только) обуздана. И еще: если ты идешь по дороге и видишь камни и черепки, среди которых золото, может ли твое сердце почесть его таким же, как они?» Он сказал: «Нет, но я буду бороться со своим помыслом, чтобы не взять его». Сказал старик ему: «Вот опять-таки страсть жива, но обуздана». Сказал еще апа Авраам: «Вот ты услышал о двух братьях, что один любит и славит тебя, другой же ненавидит тебя и злословит. Если они придут к тебе, примешь ли ты их к себе обоих с одним помыслом?» Он сказал: «Нет, но я буду бороться со своим сердцем, чтобы сделать добро ненавидящему меня, как (и) любящему меня». Сказал ему апа Авраам: «Так что живы страсти, но они обузданы у святых»’.



Источник изображения: foash_egy


Рекомендуем к прочтению



Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля