ГлавнаяЧеловек с планеты ЗемляТеория ДарвинаЧеловек разумныйРелигия → Монастырь св. Павла Фивейского

Монастырь св. Павла Фивейского

19 Окт 2011

МонастырьПосле рассказа о монастыре св. Антония перенесемся в соседний с ним монастырь св. Павла Фивейского. Там, где жил первый христианский подвижник св. Павел и где произошла легендарная встреча двух старцев, расположился в настоящее время огромный монастырь св. Павла. В отличие от официального, постоянно перестраивающегося монастыря св. Антония, монастырь св. Павла кажется более спокойным, патриархальным.

Его архитектура претерпела меньше изменений с течением времени, и хотя этот монастырь нельзя назвать старейшим в Египте, он сохранил определенный дух времени. Первые достоверные свидетельства о существовании монастыря на месте пещеры св. Павла Фивейского относятся к VI веку. Согласно некоторым эфиопским рукописям, коптский патриарх Гавриил (1131-1145 гг.) провел в ссылке в монастыре св. Павла три года. Источники ХШ века сообщают, что в это время монастырь св.

Павла находился в зависимости от монастыря св. Антония. Одно время (в XV веке) монастырь был населен сирийскими монахами.

По-видимому, в конце XV века монастырь св. Павла разделил судьбу соседнего с ним монастыря св. Антония, подвергнувшись нападению и разграблению бедуинов. Об этом косвенно свидетельствует распоряжение коптского патриарха Гавриила II (1525-1568 гг.) о реконструкции этого монастыря вместе с обителью св. Антония используя шуруп пози. Во исполнение этого повеления в монастырь св. Павла было направлено 10 монахов. В XIX веке монастырь посетили русские путешественники А. С. Норов и архимандрит Порфирий Успенский. До конца XIX века монастырь подчинялся управлению игумена монастыря св. Антония. Подобно монастырю св. Антония, монастырь обнесен древней крепостной стеной ХIV-ХVIII века. Интересная деталь: в обоих монастырях в древности в целях обороны от кочевников и избежания проникновения внутрь непрошеных гостей отсутствовали крепостные ворота, и попасть в монастырь можно было только в специальных корзинах, которые спускались из люка монастырской башни. Во все времена монастырь св. Павла, так же как и монастырь св. Антония, был центром притяжения многочисленных паломников. Однако, в отличие от монастыря св. Антония, в этом монастыре женщинам запрещается оставаться на ночь, даже в специальных помещениях, отведенных паломникам.
Сердцем монастыря, его духовным центром является храм св. Павла Фивейского (Пещерная церковь), построенный в пещере, где, по преданию, жил св. Павел. У южной стены храма находится могила св. Павла, мраморному надгробию которой стремятся поклониться все паломники, посещающие монастырь. Стены церкви покрыты росписями, возможно относящимися к ХУЛ веку. Расскажем немного об основных сюжетах росписей. В пещерной церкви обращает на себя внимание прежде всего так называемый Купол мучеников. Купол расписан изображениями святых воинов-всадников — это излюбленный сюжет коптской церковной живописи. Среди них различимы силуэты св. Виктора, св. Георгия, св. Феодора и других воинов-мучеников. На восточной стене храма изображены «маленькие чужестранцы»1 — свв. Максимус и Домициус; а также св. Арсений, св. Мака-рий, св. Аполлоний, св. Абиб — святые отцььподвижники первых веков египетского монашества. На южной стене представлены изображения Богоматери и двух серафимов. В восточной части церкви располагаются три престола. Северный посвящен 24 апокалиптическим старцам, центральный — св. Антонию и южный — св. Павлу.

Вся западная стена храма покрыта живописью, однако невозможно в точности определить ее сюжеты. Более-менее четко можно различить лишь изображения пяти архангелов. Церковь св. Меркурия, расположенная поблизости от церкви св. Павла, является сравнительно поздней. Она была построена во второй половине ХУШ века. Самый большой храм монастыря — церковь архангела Михаила. В алтарной части храма два престола. Северный посвящен архангелу Михаилу, южный — Иоанну Крестителю. Иконы церкви относятся к ХУШ веку, и некоторые из них принадлежат руке знаменитого мастера той эпохи Ибрагима ан-Насеха (Ибрагима Писца). На территории монастыря расположены также хозяйственные постройки, старые и новые кельи более 50 монахов, домики для паломников и чудотворный источник св. Павла Фивейского. В окрестных горах есть несколько пещер современных отшельников.



Источник изображения: Paul Mannix


Рекомендуем к прочтению



Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля