ГлавнаяЧеловек с планеты ЗемляТеория ДарвинаЧеловек разумныйРелигия → Отношение ислама к нации и национальному вопросу

Отношение ислама к нации и национальному вопросу

23 Июнь 2011

Отношение ислама к нации и национальному вопросу

Как же относился и относится ислам, мусульманские религиозные организации к нации и национальному вопросу?

Ислам, как известно, сформировался в дофеодальный и феодальный период и на протяжении ряда веков защищал все институты феодального общества. Становление капиталистических отношений, сопровождавшееся возникновением наций, стремление народов к национальному суверенитету мусульманскими религиозными организациями и духовенством были оценены отрицательно. Более того, мусульманские организации и богословы выступили против национальной консолидации «мусульманских народов», против создания их самостоятельной национальной государственности.

В зарождении наций и ценностей буржуазного общества, вытеснявших старые, феодальные, мусульманские богословы увидели угрозу защищаемым исламом принципам и ценностным ориентирам феодального строя. В этом отразилась не только классовая позиция служителей мусульманского культа как опоры феодализма, но и многовековое тяготение мусульманских религиозных организаций к сохранению сложившегося порядка как от бога данного, проистекающее из самой сущности исламской идеологии.

Кораническое учение о делении всего человечества на правоверных и неверных является одной из главных вероучительных основ, на которой базируется исламское понимание нации и национального вопроса, возникшее в эпоху капитализма. Ислам рассматривает человеческие коллективы вне их общественной определенности (классовой, национальной и т. п.). Для него главным и, по существу, единственным критерием для выделения человеческих объединений является отношение их к «религии истины» — исламу. «Коран и основанное на нем мусульманское законодательство,— писал К. Маркс,— сводят географию и этнографию различных народов к простой и удобной формуле деления их на две страны и две нации: правоверных и неверных. Неверный— это «харби», враг. Ислам ставит неверных вне закона и создает состояние непрерывной вражды между мусульманами и неверными»

Вторым вероучительным принципом, на котором основывается исламский подход к нации и национальному вопросу, является концепция божественного предопределения и положение мусульманской догматики о том, что все созданное аллахом — и природа и люди — не может быть изменено человеческими усилиями. Руководствуясь этими положениями, мусульманские богословы считают объединение людей в племена и народности внутри религиозной общности вечным и неизменным, ибо в самом Коране сказано, что аллах создал людей «народами и племенами» .

Перечисленные выше принципы, в сочетании с общей тенденцией ислама к консервации наличного бытия, к защите его от любых новых веяний, часто оказывали определяющее влияние как на богословские концепции, рассматривавшие вопрос о нациях и национальных отношениях, так и на политическую позицию религиозных организаций в этом вопросе.

Дальнейшее развитие капиталистических общественных отношений и наций в Европе, начало процесса национальной консолидации татар, узбеков, азербайджанцев вынудили идеологов ислама внести определенные коррективы в свое отношение к нациям. В конце XIX и начале XX века начинают появляться богословские работы, в которых предпринимаются попытки осмыслить с позиций исламской догматики процесс формирования наций. Идеалистически толкуя понятие нации, мусульманские теоретики во главу угла ставят сознание и рас-сматривают его как первичный фактор, определяющий всю жизнь нации. Журнал «Анг» («Сознание»), выходивший в Казани, писал: «Мы даем нации духовное объяснение: нация есть единение людей, сознающих историческую общность».



Источник изображения: bortescristian


Рекомендуем к прочтению



Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля