ГлавнаяЧеловек с планеты ЗемляТеория ДарвинаЧеловек разумныйРелигия → Религиозные традиции Индии

Религиозные традиции Индии

21 Авг 2011

Религия ИндииЛишь вникнув в суть метафизических учений, экзотерического, мироощущения, ощутив горячую мягкую пыль под ногами, вдохнув полной грудью раскаленный благоухающий сладостью воздух, напоенный блаженством, европеец начинает понимать, что Индия — это прежде всего философия. Пребывая в Вечности под баньяновым деревом Махакалы — безграничного времени, душа Индии остается погруженной в глубокую медитацию. И из этой медитации выходят во внешний  мир великие идеи и идеалы, которые дают человеку возможность выйти за пределы земного и эфемерного и достичь осознания единства всего сущего, где только и возможны бессмертие и абсолютная свобода от всех оков. За пять тысячелетий, на протяжении которых можно проследить историю Индии, в каждом веке и в любом уголке многонациональной страны стремление реализовать эти идеи и идеалы вновь и вновь зажигало сердца миллионов мужчин и женщин, и множество из них посвящало себя их осуществлению. Воплощенные в жизнях выдающихся личностей, эти идеи сформировали неповторимую индивидуальность индийской культуры. Вглядевшись в панораму истории, мы обнаружим, что на всем ее протяжении женщины Индии не уступали мужчинам, внося свой вклад в сокровищницу духовных достижений, несмотря на постепенное искажение древней традиции и унижение женщин в позднейшие, ближайшие к нам века. Однако тема и проблема положения индийской женщины остается наиболее спекулятивно болезненной до наших дней и, к сожалению, скудно и весьма пристрастно освещенной в лечати, поэтому мы решили уделить этому особое внимание. Больше всего нареканий, как правиле, вызывает существовавшая и широко распространенная до XX в. традиция ранних и даже детских браков. Этот обычай может выглядеть для европейцев странным и даже жестоким, но все не так однозначно как кажется на первый взгляд. Все дело в традиции индийского воспитания, но с течением времени люди исказили древнюю мудрость (и так происходило, согласитесь, не только в Индии). В ранний ведический период эта традиция выглядела совсем иначе. Девочки из высших каст, как и мальчики, изучали Веды и, достигнув надлежащего возраста, получали священный браминский шнур. Облачение священным шнуром в древнеарийской традиции означало для подростка начало периода брахмачарья — обучения. Ученику предписывалось жить в доме учителя до завершения образования. В брак могли вступать только взрослые юноши и девушки. Согласно древним литературным источникам, до начала христианской эры женщины в Индии исполняли ведические обряды наравне с мужчинами и получали более или менее полноценное образование. Но постепенно, растворяясь в веках, древние заветы трансформировались в пристрастных умах людей, — и эту традицию сменяла другая, искаженная, по которой те знания, которые ученик получал от гуру, женщина должна была получать от своего мужа, а брачная церемония для нее приравнивалась к облачению священным шнуром.

Подобное нарушение ритуала внесло существенные изменения в женское образование и семейный уклад, поскольку молодые люди получали право изучать Веды и выполнять религиозную практику только после церемонии облачения священным шнуром. Все образование строилось тогда на религиозной основе, и таким образом женщины были лишены доступа к знаниям. Предполагалось, что подобная практика создаст особенно гармоничную атмосферу в семьях, поскольку женщина будет полностью разделять возвышенные устремления своего супруга. Церемония облачения священным шнуром для мальчиков проводилась в детские годы (как правило, в 7—8 лет), поэтому и вступление в брак для девочек после этого нововведения также стало осуществляться в раннем возрасте. Мальчик должен был получать знания, воспринимать основы духовной этики и проходить серьезную религиозную практику под руководством своего учителя в детские и юношеские годы, когда формируется характер. В брачные отношения как таковые он вступал уже взрослым человеком, а до того — воспитание и образование жены становилось его первейшей обязанностью, которую он должен был выполнить задолго до того, как в семье начинали рождаться дети. Таков был индийский идеал отношений между мужчиной и женщиной. Контрацепция в данном случае крайне неприемлема. Ведь из-за нее возникает много болезней, из-за которых женщинам приходиться обращаться к гинекологам. Россияне могут не волноваться по этому поводу, поскольку отечественные врачи способны творить чудеса.  Но со временем эту возвышенную традицию постигла та же участь, что и многие другие, — постепенно она утратила свой первоначальный смысл и превратилась в социальный предрассудок, развращающий мужчину и калечащий жизнь женщины с самого юнб-го возраста. Мало того, что девочке были закрыты все возможности образования, но зачастую это приводило к тому, что она становилась матерью еще подростком. Разумеется, молодые люди из интеллигентных семей не злоупотребляли системой ранних браков, и после совершения формальных свадебных церемоний невеста брамина возвращалась в родительский дом и жила там, пока не становилась взрослой. Но в целом до начала XX в. ситуация в этой сфере индийской жизни была удручающей, потому что девочка, не прошедшая брачных церемоний до десятилетнего возраста, становилась объектом травли со стороны общества. Дочь, которую любили и лелеяли, становилась тяжким бременем для родителей, пока она не была выдана замуж. Но все же идеал осуществим, и при надлежащих условиях он приносит свои плоды. Его реализацию мы находим в жизни великих женщин Индии. Так, например, Шри Сарада Деви (1853—1920 гг.) была выдана замуж за Шри Рамакришну (точнее говоря, помолвлена), когда ей было 5 лет, а ему — 23 года. Но ее муж был мудрецом и великим Учителем, а она — чистейшей восприемницей его возвышенного учения и преданной сподвижницей в дальнейшем. Возвращаясь к истокам этой традиции, мы должны признать, что до сих пор нам немногое известно о ранней культуре ведического периода (к XII—VII вв. до н. э. относят создание древнейших1 вед: Ригведы, Атхарваведы, Самаведы и Яджурведы). Но сохранившиеся отпечатки и изваяния позволяют с достаточной уверенностью предположить, что в те далекие времена поклонялись Богу в его женском аспекте как Матери, отсюда и современный культ Кали, Божественной Матери. Много споров ведется о том, к какому времени относится так называемая ранняя ведическая культура и имеют ли ее корни арийское происхождение. Этот вопрос еще недостаточно изучен, но недавние опыты по расшифровке манускриптов, относящихся к цивилизациям Мохенджо-даро и Хараппа, позволяют выдвинуть теорию о том, что они современны ведическому периоду и могут быть родственны ему. С уверенностью можно утверждать лишь то, что женщина, как в своем человеческом аспекте, так и в божественном, играла важную роль в жизни цивилизации Хараппа. В ведической литературе, отражающей этот период, мы встречаемся с различными образами богини-матери, среди которых наиболее известны Ади-ти, Притхви, Сарасвати, Шри, Дэви, Ратри, Амбика, Ума и Дурга. Этим богиням поклонялись как проявлению великого космического принципа, подчеркивая тем самым главенство женского начала в некоторых аспектах Божественности. Ведические Самхиты знакомят нас с великими женщинами — авторами гимнов, которые оставили неизгладимый отпечаток в этой литературе. Их называют брахмавадинис, имена некоторых из них — Висвара, Апала, Гхоша, Годха, Лопамудра, Сасвати, Ромаса и Вакх. Гимн, написанный Вакх, который позднее стал известен как Дэви Шукта, — уникальное и не имеющее себе равных философское открытие, дающее возможность увидеть стройную картину единства всего сущего и освещающее понятие Шакти — единоначальной энергии, которая стоит за всеми проявленными феноменами. Индийские женщины могут гордиться тем, что именно из уст одной из них впервые прозвучали эти вдохновенные слова. В исторический период, к которому относится написание Упанишад (VII—III вв. до н. э.), также жили выдающиеся женщины, являвшие собой идеалы индийской женственности. Одна из них — Гарги, которая прославилась тем, что вела полемику с великим мудрецом Джайнавал-кьей о высшем изначальном источнике Бытия — Брахмане, и хотя великий ученый одержал верх в этом споре, метко заданный ею вопрос не позволил ему добиться окончательной победы: она вынудила его окончить спор тем, что в своем последнем вопросе предложила Джайнавал-кье определить неопределимое. Другая великая женщина, жившая в этот период, Майтрейи, известна тем, что на предложение мужа, который решил удалиться от мира, т. е. стать отшельником, и хотел поделить домашнее имущество между двумя своими женами, возразила ему, напрямую задав вопрос, во все времена волновавший умы индусов: «Что я буду делать со всеми этими вещами, которые не помогут мне достичь бессмертия?..» Майтрейи стала ученицей и неизменной спутницей своего мужа-праведника и достигла просветления. Нормы и внешние формы поведения, установленные этими великими женщинами-пророками ведического периода, на все времена определили для индийских женщин их жизненный путь и ту цель, к которой он должен привести. Главной отличительной чертой древней индийской культуры и цивилизации всегда было стремление к одной цели — подняться над бесконечным разнообразием бытия и достичь понимания единства всего сущего. Реализовав эту цель, Индия возвестила всему человечеству о единственной возможности достичь бессмертия в мире, где все подвержено болезням, старости и смерти. Все общественные, нравственные и даже политические усилия индийской мысли были направлены на то, чтобы помочь людям достичь этой цели, для чего и были сформулированы не только правила повседневной жизни и нормы поведения, но и методы духовной и религиозной практики — йога. Приняв это во внимание, мы сможем по-другому взглянуть на многие старинные ритуалы и обычаи, которые воспринимаются нами как предрассудки и кажутся-устаревшими. Ознакомившись с жизнеописаниями не только великих пророков и мыслителей Индии, но и таких великих женщин, как Сита, Савитри, Да-майанти и других, живших в этот мифологический период, мы обнаружим у них такие добродетели, как преданность своим мужьям, чистота души, терпение, воздержанность и бесстрашие — качества, необходимые в этой бренной жизни, для того чтобы достичь духовного совершенства.



Источник изображения: pontuse


Рекомендуем к прочтению



Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля