ГлавнаяЧеловек с планеты ЗемляТеория ДарвинаЧеловек разумныйРелигия → Мектебы и медресе

Мектебы и медресе

15 Окт 2011

МектебыПоскольку мектебы и медресе в течение многих столетий были единственными учебными заведениями на территории Средней Азии, Казахстана, Кавказа и Поволжья, а перечень преподаваемых в них дисциплин не мог быть увеличен включением светских отраслей знания, то можно себе представить, каким образом они могли стимулировать развитие передовой общественной и научной мысли.

Другими словами: мусульманские религиозные учебные заведения не могли и не могут претендовать на роль распространителей передовых идей и знаний.

Монополия религии на руководство обучением тормозила просвещение масс еще по одной причине. Она закрывала путь к совершенствованию системы обучения.

Даже в начале XX века, когда крепнувшая национальная буржуазия стала предлагать включить в программы религиозных школ светские дисциплины (географию, математику и другие), а некоторые прогрессивно настроенные выходцы из мусульманской среды стали создавать так называемые новометодные медресе с преподаванием светских дисциплин, мусульманские религиозные организации решительно воспротивились этим начинаниям.

Такая реакционная, антинародная позиция мусульманского духовенства была на руку царским колонизаторам, которые делали все, чтобы не допустить повышения общеобразовательного уровня народов Востока. «Движение в пользу новометодных школ,— отмечал министр внутренних дел царского правительства Н. А. Маклаков,— встретило противодействие в лице консервативных представителей мусульманского духовенства. Будучи движимы побуждениями чисто религиозными, такие люди, в сущности, сами того не сознавая, являются союзниками властей в борьбе с нежелательной с государственной точки зрения национализацией мусульманской школы» . Царский министр предлагал местной администрации поддерживать мусульманское духовенство в его стремлении воспрепятствовать развитию светского образования у мусульман.

Позиция мусульманских улемов в отношении образования долгое время продолжала сохраняться и в послеоктябрьский период. Так, организация национальных школ в Средней Азии, Казахстане, на Кавказе в первые годы Советской власти встретила противодействие со стороны духовенства и баев. Преподавание на родном языке, изучение узбеками, таджиками, туркменами, казахами, киргизами светских дисциплин, приобщение их к науке и культуре рассматривались духовенством как забвение вековых традиций и веры предков. Угрожая карами аллаха, муллы запрещали верующим родителям посылать своих детей в национальные школы. В результате часть детей не посещала школу, были случаи убийств девочек-школьниц 2.

Аналогичные тенденции можно заметить в настоящее время в ряде развивающихся стран, где часть учебных заведений находится в руках мусульманских организаций. Профессор Малайского университета доктор А. М, М. Макин, отмечая факт существования двух систем образования— «светской» и «религиозной», признает: «Разрыв, образовавшийся между двумя этими системами, продолжает сохраняться. Причем надежды, что он будет когда-нибудь ликвидирован, нет. Исламское образование не заняло надлежащего места в общеобразовательных программах национальных школ и университетов — это привело к его окаменелости. Оно замкнулось в свою собственную скорлупу и закрыло свои двери для всех остальных наук современного мира. Таким было исламское образование до сих пор, таким в основном остается и в наши дни во всем мусульманском мире».



Источник изображения: D Jabi


Рекомендуем к прочтению



Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля