ГлавнаяЧеловек с планеты ЗемляТеория ДарвинаЧеловек разумныйРелигия → Панисламизм и пантюркизм в дооктябрьский период

Панисламизм и пантюркизм в дооктябрьский период

19 Июль 2011

ПанисламизмТак называемая «единая мусульманская нация» существовала лишь в голове мусульманских деятелей. Народы, включавшиеся ими в эту «нацию», были разобщены. У них не было единой территории, не было развитых экономических связей, не было единого языка. Арабский язык знала лишь малая часть представителей господствующих классов и духовенства. Психический склад этих народов, их культуры были различны. Они не имели и единой государственности, которая могла бы противостоять разобщенности народов. Утверждения пантюркистов и панисламистов о существовании в дореволюционной России «единой мусульманской нации» опровергается даже многими буржуазными «советологами». Так, А. Беннигсен и Ш. Лемерсье-Келькаже в своей книге «Ислам в Советском Союзе» признают, что «единство мусульманских народов России в начале этого столетия существовало лишь в воображении» .

Вопреки утверждениям пантюркистски настроенного мусульманского духовенства о существовании «единой тюркской нации» и «единого тюркского языка», объективное развитие жизни вело к дальнейшей дифференциации между различными тюрко-язычными народами. Основным стимулятором данного процесса явилось развитие капитализма, которое сопровождалось формированием национального рабочего класса и национальной буржуазии. Рост революционного движения на окраинах России способствовал укреплению национального самосознания народов Востока.

Однако на пути консолидации наций в районах традиционного распространения ислама в нашей стране существовал ряд препятствий, главным из которых было царское самодержавие. Царизм насильственно разделял территории, на которых жили народы национальных окраин России, мешал развитию их языков и культур, препятствовал развитию прогрессивных социальных связей, всемерно способствовал сохранению патриархально-феодальных отношений. «Политика царизма, политика помещиков и буржуазии по отношению к этим народам состояла в том, чтобы убить среди них зачатки всякой государственности, калечить их культуру, стеснять язык, держать их в невежестве и, наконец, по возможности русифицировать их. Результаты такой политики — неразвитость и политическая отсталость этих народов»!,— отмечала Коммунистическая партия.

В своем противодействии развертыванию объективных процессов консолидации наций в восточных районах страны царизм нашел союзника в лице мусульманских религиозных организаций и служителей культа. Если рассмотреть практическое отношение мусульманского духовенства к процессу консолидации наций в районах традиционного распространения ислама в нашей стране, то будет видно, что (кроме русификации) оно, по существу, было тождественно политике царизма, российской буржуазии и помещиков.



Источник изображения: james.gordon6108


Рекомендуем к прочтению



Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля